«Увлечение, которое стало центром моей жизни»: Алексей Белас из Новозыбкова представил уникальную коллекцию архаичных рушников и костюмов в Москве

«Увлечение, которое стало центром моей жизни»: Алексей Белас из Новозыбкова представил уникальную коллекцию архаичных рушников и костюмов в Москве

Собиратель традиций юго-западных районов Брянской области ждет, что и на родине поддержат его идеи по развитию культурных традиций.

Рушники, народные костюмы, расшитые мужские рубахи – старинные вещи, которые были собраны за последние два года в экспедициях по Новозыбковскому, Клинцовскому, Красногорскому, Климовскому и другим районам Брянской, были представлены на выставке в Москве. Два дня встреч-семинаров в доме ремёсел «Славич» на Пречистинской улице провел этнограф, ткач и собиратель народного текстиля из Новозыбкова Алексей Белас.

Благодаря этой труднейшей работе, участники смогли изучить исконное творчество умельцев Брянского края – мир рушников, деревенских праздников, обрядов и диалектов. Все это по крупицам было собрано в уголках Брянщины.

«Это вещи, которые еще никто не видел «в живую», ранее они нигде не демонстрировались», – рассказал Алексей. Он отметил, что были на выставке и уникальные мужские рубахи с вышивкой.

«Таких вещей и селах сейчас не найти – уцелели единицы. Ведь в основном мужикам шили рубашки для работы простые, а те, что с вышивкой – для сельских праздников. Потому и многие фольклорные коллективы сейчас не знают, как должна рубаха выглядеть. Многие одевают «советский» вариант из костюмерной местного ДК. Такие вещи никакого отношения к традиционной одежде нашего региона не имеют – наш отличается архаикой. А вот у девушек, конечно, и нарядов больше, и элементов костюмов – рубахи, поневы, платки», – делится Алексей.

Каждый из нарядов и рушников – теперь объект истории. Все собранные за последние годы вещи уже имеют паспорт. «Мы проводим паспортизацию каждого предмета, ему присваивается номер, записываем владельцев. В коллекции, в основном вещи, которые были изготовлены в конце 19 века и до периода 70-80 годов 20 века. Да, еще 40 лет назад в брянских селениях ткали и вышивали, и даже сейчас в некоторых деревнях ходят в льняных рубашках, а мастерицы копируют старинные вещи, правда, сейчас рубахи никто уже не вышивает», – рассказывает Алексей о своих наблюдениях.

«Сам портной, но я не шью, тку на ткацком станке рушники. Это мое увлечение, которое стало центром моей жизни. На службу в церковь одеваю рубахи, у меня подруга сделала несколько копий. В них и хожу», – отвечает Алексей на вопрос, действительно ли он сам носит русскую рубаху в обычной жизни, или фото на его странице ВКонтакте постановочное. «Ну как вы думаете, выйду в шесть часов утра на улицу, чтобы сделать фото в рубахе? – смеется Алексей. – Конечно нет, в церковь иду».

А еще отмечает тенденцию – горожане все чаще начинают интересоваться корнями, спрашивают, как бы такую рубаху себе сшить. Но Алексей заказы не принимает, а вот проконсультировать готов каждого.

«Для меня это вещи, которые близки. Человек, когда одевает традиционную одежду, соединятся с предками, происходит связь с прошлым. Традиция жива, пока мы передаем из поколения в поколение, как песня – когда поется, она живет, и вещи должны жить, это очень важно», – считает новозыбковский собиратель.

Алексей мечтает, чтобы каждый горожанин также мог прикоснуться к прошлому. Однако в нынешних экономических реалиях планы по созданию некого музейного пространства выглядят не реальными. Идеи собирателя традиций до сих пор не нашли поддержки у местной власти. Алексей Белас обращался в мэрию с просьбой о выделении помещения для культурного центра, где можно было бы проводить выставки, семинары, мастер-классы, но получил отказ. Решение власти объяснили отсутствием свободных помещений нежилого фонда.

За все время Алексей провел в Новозыбкове лишь одну выставку – в 2013 году в выставочном зале музея. С тех пор новозыбковцы, желающие увидеть уникальные находки этнографа, могут отправиться на семинар, например, в Москву, или другие города, где Алексей Белас представляет свои коллекции. На родине он пока не находит поддержки.

«При желании здесь можно создать Мекку фольклористов, уникальный кластер, – считает Алексей. – Пример – музей в белорусском городе Ветка, где смогли развить систему, проводят экспедиции и на традициях развивают туризм. Через всю Брянскую область, желающие прикоснуться к истории, едут в Ветку, хотя аналогичные вещи есть и у нас».

Фото: Алексей Белас

Оставить комментарий

Лента новостей

Жилой дом и автомобиль сгорели в Погарском районе

В Трубчевске учились читать архитектуру

В Клетнянском районе сгорело деревообрабатывающее предприятие

Народный орнитолог из Новозыбкова загадал интересную загадку

Брянский актер Антон Шагин поделился фотографиями с открытия сезона в театре

Водитель сгоревшего в Климово автомобиля сначала почувствовал запах бензина

Еще одну медаль Паралимпийских игр в Париже принес команде брянский спортсмен

На переходе в Брянске сбита и сильно травмирована женщина

В Брянске водитель грузовика сбил насмерть мужчину на переходе

В Брянске территорию рощи забросали агитационными листовками

Брянский областной суд признал законным Постановление брянского избиркома об ограничении фото- и видеосъемки 

В Брянской области отмечена самая высокая в стране явка на довыборах в ГД по одномандатным округам

В Брянской области ищут молодого мужчину

В Первенстве мира по дзюдо выступит брянская спортсменка Дарья Захарова

Ради жизни. Эксперты оценили важность совершенствования медпомощи для демографии

В Погарском районе сгорел жилой дом

В Комаричском районе сгорел дом

Популяция бурых медведей в Брянской области не утеряна

В августе в ЦРБ Климово поступили 20 медицинских функциональных механических кроватей

Сегодня ночью украинские дроны и снаряды вновь атаковали жителей мирного села Хоромное Климовского района

Картофель в Брянской области убран на площади 21 процента от плана

Еще один перелом носа у жительницы Новозыбкова

После дорожной аварии в селе Замишево Новозыбковского округа уличное освещение еще не восстановили