В 2019 году археологи открыли на стоянке Хотылево древние верхнепалеолитические культурные слои, возраст которых составляет от 25 до 30 тысяч лет назад, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
Сразу о нескольких громких открытиях мировому сообществу было заявлено на конференции в Брянске «Культурная география палеолита Восточно-Европейской равнины: от микока до эпиграветта», которая завершилась 16 сентября.
Археологический памятник Хотылёво, открытый в конце 60-х годов прошлого века брянским археологом и краеведом Федором Михайловичем Завернявым, относится к культурной общности восточного граветта — это группа памятников верхнего палеолита, и, как оказалось, таит в себе много загадок. Пока не известно, как группа стоянок на берегу Десны была связана между собой – на них одновременно жили разные коллективы или они возникли в результате перемещения одной и той же группы. Появились вопросы и связанные со сменой подходов к хронологии и периодизации памятников среднего и верхнего палеолита Восточно-Европейской равнины, определению и генезису археологических культур и традиций. Ведь, как выяснилось, эти места были заселены гораздо раньше, чем считалось ранее – до 30 тысяч лет назад. Тогда последние ледники на территории Европы уже отступали к северу, а равнину покрывали лесостепи, здесь водились мамонты, северные олени, бурые медведи и пещерные львы.
Артефакты в Хотылево-2 находили с 2005 года, но раскопки 2019 года открыли миру, что 23 тысячи лет назад у племени было свое священное место. Элементы памятника — кострище, вкопанные фрагменты костей мамонта, скрытые под ними предметы и их расположение, не оставляют сомнений в том, что эта площадка могла быть местом проведения ритуалов и обрядов.
«Наша экспедиция исследует стоянку Хотылёво-2 с 1993 года. С 2005 года мы раскрываем фрагменты комплекса, которые позволяют предполагать их сакральный характер: обилие охры, уложенные и вкопанные в определенном порядке кости мамонта, ямы, скопления кремневых изделий, произведения искусства, например, статуэтки палеолитических венер. Раскопками 2019 годы была вскрыта центральная часть площадки, на которой располагалось кострище, определена структура памятника, а также обнаружен вырезанный из кости артефакт, аналоги которому пока не известны», — говорит Константин Гаврилов, руководитель Хотылёвской археологической экспедиции ИА РАН.
Найденный артефакт из кости мамонта представляет собой 16-сантиметровый предмет с длинным узким телом и асимметричным навершием. Тело предмета по форме напоминает костяное острие, по краям предмет украшен орнаментом из косых крестиков, стрелок и косых прямых параллельных нарезок. Полных аналогов этому предмету пока не было обнаружено, но у него есть схожие черты с другими предметами, раннее найденными на стоянках в Хотылёво и Костёнках, в Воронежской области, – так называемыми «лопаточками». Хотылёвские «лопаточки» намного проще: на них может быть орнамент, но на навершии никогда не встречался декор, напоминающий голову животного, и лишь на некоторых образцах есть зарубки там, где у костёнковских «лопаточек» встречаются «ушки». Назначение «лопаточек» тоже пока неизвестно.
«Это находка нового сезона, и поэтому она ещё мало изучена. Сейчас мы можем только сказать, что этим предметом не выполняли каких-то грубых операций. На нем есть затёртости по всей поверхности, но поскольку он очень тонкий в своей узкой части, то он не мог выдержать больших механических нагрузок – он бы сломался. Более точно сказать, какие манипуляции производили этим предметом, можно будет после трасологического анализа. Место находки и предметы, которые его окружали, однозначно указывают на то, что он использовался в символических, скорее всего, ритуальных целях», – отметил Константин Гаврилов.
Новый предмет обнаружен в кругу других предметов, которые располагались по дуге вокруг кострища. Среди них были палеолитические венеры. Найдена двойная женская статуэтка, вырезанная из мела: женские фигуры изображены плечом к плечу в технике барельефа, изображены груди, живот и ноги по щиколотку. Изображения рук и голов отсутствуют и, по-видимому, не предполагались.
В некоторых ямах были найдены кремневые орудия и уложенные определенным образом кости и черепа зверей. Так, в одну из ям был вкопан череп мамонта, в другой была найдена крупная заготовка нуклеуса (предмет, с которого снимаются заготовки кремневых орудий), на которой лежала шапка из охры. В полуметре от неё, в следующей ямке лежал отбойник, которым могли бы обрабатывать этот нуклеус. Рядом была найдена сложная конструкция: вкопанная раковина ископаемого морского моллюска, в чаше которого находился фрагмент черепа крупного млекопитающего, и в него упирались нижние концы вертикально стоящих кремневых пластин. Недалеко от группы с раковиной в грунт был воткнут окрашенный охрой клык медведя с подрезанным корнем (так, чтобы на него можно было подвязывать шнурок и носить на шее как охотничий трофей или оберег), по оценкам палеоозоологов, это был клык 500-килограммового самца бурого медведя.
По мнению учёных, структура археологического комплекса и расположение в нём предметов указывают на его сакральный характер.
«Из этнографических материалов нам известны ритуалы, сопровождающие празднование удачной охоты: охотник, убивший зверя, должен был принести жертву, чтобы умилостивить духа зверя и обеспечить продолжение его рода. Возможно, именно здесь и проводились подобные обряды, которые сопровождались ритуальными трапезами — на это указывают многочисленные кости животных и обширные скопления угля», — отметил Константин Гаврилов.
Фото: Институт археологии РАН.