Сегодня, 15 ноября, жительнице Брянска Екатерине Ивановне Алдошиной (на фото) исполняется ровно сто лет. В свой «целый век» она обладает хорошей памятью и с палочкой без всякого труда передвигается по дому. Любит петь, знает наизусть молитвы и стихи. Только немного на слух жалуется, да на то, что с годами острота зрения нарушилась. За ее плечами сложная, но интересная судьба.
Родилась баба Катя в 1915 году в деревне Добруни Брянского района. В многодетной зажиточной семье она была четвертым ребенком. Родителей раскулачили, не пожалели и малых детей. Отца сослали в ссылку в Ижевск, а мать одна с двенадцатью ребятишками осталась. Свое детство она называет плохим и трудным. Мать, чтобы прокормить многочисленное семейство, и дрова из леса с детишками на санках возила, и большое хозяйство вела. Окончив четыре класса местной школы, Катя пошла трудиться в родной колхоз, никакой работы не боялась: и косила сама, и пахала. Затем была работа на кирпичном заводе, на железной дороге, где тяжелые шпалы забивала. В 15 лет забрала Екатерину к себе ее старшая сестра. Позже Катя вышла замуж за соседского парня-однофамильца Михаила Алдошина. Не успели свадьбу сыграть, как призвали молодого мужа на службу в армию, а когда отслужил и вернулся, началась Великая Отечественная война. У Екатерины в ту пору уже двухлетняя дочь подрастала, и ждала она еще одного ребенка.
С малыми детьми далеко не уедешь. Пришлось в Добруни остаться и когда фашисты пришли. Двоих из них поселили квартировать в дом к Екатерине. Один был водителем, второй портным. Все на машинке строчил, обшивал немецкое командирование. Портной был неплохим человеком, любил детей. Екатерина Ивановна вспоминает, что мог он на досуге покормить ее младшего сына и переодеть, если тот вымажется, когда ест. Первое время женщина водила детей к себе на работу, но там они не давали ей ничего делать. Приходилось уходить раньше времени. Немец-портной, поинтересовался однажды, почему хозяйка так рано возвращается, а когда узнал в чем дело, предложил ей оставлять малышей дома. Дочка и сын при немце вели себя смирно. Он на машинке строчил, а те тихонько рядом с ним играли.
Но были, как вспоминает баба Катя, и другие фашисты, которые и хаты палили и людей убивали. Однажды один из таких, проходя мимо, зашел в ее дом, и хотел было забрать эмалированную большую миску. В ней женщина обычно своего малыша мыла. Еле отстояла она ту посудину. В то время у нее прятался вырвавшийся из фашистского плена брат. Он соскочил с печи защитить сестру, но Екатерина, рискуя, сумела сама фашиста на улицу выпроводить: «Послушай, пан, не трогай миску, мне маленького не в чем будет мыть». Как вспоминает баба Катя, всем в войну было страшно жить. Никогда не забудет 9 Мая 1945-го. О долгожданной Победе известили в центре деревни по местному радио, но многие в нее сразу не поверили…, а потом ликованию не было предела.
День и ночь ждала Екатерина Алдошина возвращения мужа с войны. Каждый вечер молила боженьку, чтобы тот вернулся живым и невредимым. Немца из нашей области, как известно, в 1943 году прогнали. После того женщина и хозяйство завела и некоторые постройки у дома собственноручно возвела. Вскоре пришел, наконец, с войны ее любимый муж Михаил. Радость и счастье поселились в доме. Потом в семье Алдошиных появились еще трое детей. Всего же их пятеро было: Алла, Валера, Галина, двойняшки Рима и Тамара. Екатерина была хорошей швеей и всех своих ребятишек сама обшивала. Маленьким одежду старших перекраивала и никогда не ходила к портным. Как только детки подросли, пошла Екатерина на работу в автоколонну, откуда направили ее на оператора котельной учиться, кем она потом целых 20 лет трудилась. На пенсию в 70 лет ушла. Но и опомниться не успела, как через неделю к ней домой пришел начальник, просил вернуться, но муж Михаил жену не пустил, сославшись на ее почтенный возраст.
Чаще всего, как рассказывает дочь Галина Михайловна, ее старенькая мама вспоминает войну. Никак не забудет, как немцы отобрали лошадь, да как зерно в ее глаз в жару попало. Так сложно было вылечить, думала косой останется, но все обошлось. Вспоминает, как на неделю ее с односельчанами эвакуировали из Добруни в Трубчевск, как рада была, что фашисты не нашли и не забрали спрятанные ею в соломе швейную машину и хлеб, зарытый в земле.
Секрет своего долголетия бабушка видит, прежде всего, в том, что всегда была доброй, не злилась и никому никогда не завидовала. В своей долгой жизни она ничего не выпивала из спиртного и, не покладая рук, работала и во всех делах, говорит, помогал ей господь. Баба Катя сама из семьи долгожителей. Дед ее 101 год прожил. Может и отец столько бы прожил, да измучила каторжная ссылка, не стало его, когда всего 57 лет исполнилось. Мать Екатерины Ивановны 75 лет прожила. Померла от болезни, у печки сидя. С мужем своим Михаилом баба Катя 60 лет прожили душа в душу, скончался он на 81-м году жизни. С грустью и любовью она до сих пор говорит о нем.
Баба Катя глубоко убеждена, что живет она долго еще и за свою доброту. Кроме своих детей, брата мужа вырастила и сегодня с ней, кроме дочери Галины, внук живет. С бабушкой ему уютней и на душе светлее. Любят ее родные люди. Кого где, бывало, обидят, шли они к своей бабе Кате жаловаться, она всегда теплые слова для каждого сыщет…
Дочь Галина говорит, что в уходе за мамой нет никаких сложностей. Хотя по всему видно, как дочка маму любит и самозабвенно ухаживает за ней.
Что сварит, то она и съест. Но предпочтения отдает фаршированному перцу и бутербродам с семгой. А когда уходит на работу ее Галина, садится баба Катя в кресло у окна и то на улицу, то на часы смотрит. Терпеливо возвращения дочери ждет. По утрам баба Катя делает небольшую зарядку. А в былые времена любила петь, а некоторые стихи и молитвы до сих пор помнит.
Дети с малолетства во всем помогали маме, не обижали ее, и слова дерзкого ни разу не обмолвили. До 95 лет включительно баба Катя консервацию на зиму заготавливала, огород сажала и сама его полола, несмотря на запрет дочери. Она до сих пор точно знает, в какие дни чеснок посадить надо, а когда время убирать его приходит, словно в голове ее посевной календарь прописан. А еще баба Катя до сих пор помнит все дни рождения детей и внуков, потому что любит их.
Отмечает свое столетие баба Катя в тесном кругу семьи. К ней пришли дочки Галина и Тамара, зятья, племянница, внуки с женами. Всего более двадцати человек. С улыбкой принимает Екатерина Ивановна Алдошина цветы и конфеты, да тихонько приговаривает: «зачем мне только это столетие…».
Фото: ИА «Брянск новости».