Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) определился с моделью устной части экзамена по русскому языку для девятиклассников – им предстоит пройти собеседование с учителем.
Проверять станут не подготовленную, а спонтанную речь школьников. Для этого им необходимо будет выполнить четыре задания. В ходе выполнения первого из них девятиклассникам предстоит выразительно прочитать текст вслух, причем на предварительную подготовку будет отведено только две минуты. Специально отобранные тексты будут посвящены выдающимся людям.
Во втором задании школьникам нужно будет пересказать только что прочитанный текст, на подготовку к этому заданию отведена всего одна минута. Более того, в пересказ нужно будет включить цитату, которая приведена в тексте задания. Например, пересказ текста о Юрии Гагарине нужно сопроводить цитатой Сергея Королёва о нем, а способ цитирования ученик сможет выбрать любой.
Третье задание предполагает высказывание девятиклассника на одну из предложенных тем. К примеру такие направления, как «Праздник» – на основе описания представленной фотографии, «Поход (экскурсия), который мне запомнился больше всего» – повествование на основе жизненного опыта и «Всегда ли нужно следовать моде?» – рассуждение по поставленному вопросу. На подготовку отводится одна минута, а высказывание не должно занимать более трех минут. По каждой выбранной теме школьник может опираться на наводящие вопросы, представленные в тексте задания, например, как вы готовились к походу, почему он вам запомнился (по второй теме из предложенных) или, в частности, что значит следовать моде, как вы понимаете выражение «хороший вкус» (по третьей теме). Для экзаменатора будут представлены отдельные наводящие вопросы, которые не увидит ученик, но благодаря им учитель сможет поддержать школьника во время его монолога.
Четвертое задание предполагает диалог между учителем и учеником по той же теме, на которую высказывался девятиклассник.
Всего устное собеседование займет около 15 минут. Причем беседовать с учеником сможет любой учитель, но в качестве эксперта на экзамене обязательно должен выступать учитель русского языка.
За выполнение заданий девятиклассник сможет набрать максимум 14 баллов, но для получения «зачета» достаточно 8 баллов. Соответственно, в противном случае школьник получит «незачет». Оценку ответа планируется осуществлять по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского языка.
Как ожидается, для проведения собеседования потребуется только один день. В школах должны будут оборудовать две аудитории – для ожидания и непосредственно для собеседования. Распечатку заданий планируется производить за час-полтора до начала испытания.
Главная особенность собеседования заключается в том, что оно станет допуском девятиклассников к ОГЭ, как пояснили эксперты. Причем масштабное апробирование новой модели должно пройти в 19 регионах уже в ближайшее время – в период с 29 сентября по 8 октября текущего года. В текущем году устное собеседование будет реализовано на добровольной основе. А непосредственно собеседование как допуск к ОГЭ проведут предположительно в апреле следующего года, однако, для этого потребуются результаты апробации и внесение изменений в нормативно-правовую базу.
При всем богатом методическом опыте проверки устной речи, подобное испытание вводится впервые. Иностранных аналогов в качестве основы не нашлось, а в советских школах хотя и проводились устные экзамены, но с предварительной подготовкой, то есть проверялась не спонтанная речь.
Напомним, что введение устной части по русскому языку может затронуть и ЕГЭ. В соответствии с планами Рособрнадзора, озвученными в октябре прошлого года, введение устной части в ГИА-9 – лишь первый этап реформы. К слову, тогда же прошла апробация возможных моделей такого испытания – по данным ФИПИ, в ней приняли участие девятиклассники из Московской области (546 человек), Республики Татарстан (506 человек) и Чеченской Республики (453 человека).
Источник: ГАРАНТ.РУ.