Тема истребления фашистами евреев в годы Великой Отечественной войны, поднятая редакцией, нашла отклик среди читателей. Напомним, мы рассказывали о расстреле мирных жителей в Карховском лесу на окраине Новозыбкова. С вопросом – а были ли еврейские гетто в Брянской области, в редакцию обратился Николай Ткачев. «Согласно Википедии и еврейских архивов в Новозыбкове не было гетто. А самое крупное находилось в Смоленске (3000 человек). Мне просто для увеличения кругозора интересно, на какие документы опираетесь, называя такие данные».
По данным председателя Российского Центра «Холокост» историка И.А. Альтмана, на оккупированной территории России, в ее современных границах, существовало 41 гетто в 40 населенных пунктах 12 регионов. Более двух третей всех гетто было создано на территории трех областей России. 15 гетто, где оказалось свыше 11 тысяч узников, находились в Смоленской области, девять гетто было создано в Псковской области (около 4 тысяч узников), семь – в Брянской (свыше 5 тысяч узников).
Однако по данным Государственного архива Брянской области, на территории Брянщины было создано не менее 10 гетто, где содержалось свыше 11 тысяч узников. Из них только около 400 человек (менее 4%) избежали смерти. Остальные были расстреляны, либо умерли от голода, холода и истязаний. На основании сведений, имеющихся в актах, сотрудниками госархива был составлен список мест заключения и принудительного содержания советских граждан (в том числе и еврейских гетто в Злынке, Карачеве, Клетне, Клинцах, Мглине, Новозыбкове, Почепе, Стародубе, Сураже, Унече), созданных немецкими захватчиками в период оккупации Брянщины с 1941 по 1943 г. Гетто на Брянщине создавались в самых разнообразных местах: в тюрьме Мглина, на фабрике Унечаи, в помещении машиннотракторной станции в Злынке, а также под открытом небом в Карачеве.
Холокосту на Брянщине предшествовала массированная пропаганда, оправдывающая тезисы нацизма как идеологической системы, считавшей евреев основным внутренним врагом германского народа. С первых дней оккупации Брянская фельдкамендатура
получила постановление Германской армии, которое обязывало взять на учет лиц еврейскойнациональности в каждом районе (они помечались в списках буквой «Е» — еврей) и инструкциюпо устройству административного управления, запрещавшую выдавать евреям вид на жительство. В паспорте еврея должна была стоять русская буква «Ж» и немецкая буква «J». Еще одна инструкция запрещала вступать в брак с евреями.
Повсеместно начали составляться списки евреев с указанием всех членов семьи, дат рождения, мест жительства, которые хранились в городских управах. Практически сразу после оккупации у евреев была изъята недвижимость и передана немецким властям. На втором этапе подобные меры сопровождались массовыми расстрелами. Здесь также имеются свои особенности. Уничтожение происходило в несколько этапов. Вначале проходило выселение евреев в «еврейские районы». Затем зондеркоманда проводила первичные расстрелы.
В Новозыбкове до войны проживало 3000 евреев. В октябре 1941 года недалеко от железнодорожной станции фашисты создали гетто, куда были угнаны все евреи города. В январе 1942 года все узники гетто были расстреляны на окраине Новозыбкова в Карховском лесу.
21 января 1942 года в новозыбковское село Святск, на родину дважды Героя Советского Союза генерал-полковника бронетанковых войск Д.А. Драгунского, прибыл карательный отряд. Согнали всех евреев, проживавших в селе во двор управы. Собравшихся, в количестве 116 человек, раздели и долго держали на морозе. Затем все евреи были расстреляны из пистолетов в затылок. Всего за годы оккупации в Святске во время карательной экспедиции, проводившейся нацистами 20 октября 1941 года и 21-25 января 1942 года, было уничтожено 149 жителей, в том числе все родственники Д.А. Драгунского. После войны Драгунский перезахоронил своих родственников на еврейском кладбище Новозыбкова и установил им памятник.
Все гетто на Брянщинебыли ликвидированы в период с октября 1941-го по март 1942-го. 17 тысяч евреев было уничтожено. Около 20 населенных пунктов области стали малыми Бабьими Ярами.
Таким образом, накануне войны на территории Брянщины проживало около 30 тысяч евреев (из них 5000 человек проживали в самом г. Брянске). В ходе целенаправленного уничтожения лиц еврейской национальности с октября 1941 г. по март 1942 г. было уничтожено более 17 тысяч советских евреев.
Однако, в то послевоенное время слово гетто старались не употреблять. Можно долго рассуждать почему, но это факт. Как считает региональный представитель Российского центра «Холокост» Олеся Петровская, советская власть не спешила и увековечивать память расстрелянных гетто. В частности, в Почепе, только в 1960-е годы по инициативе местного жителя, директора консервного завода Г.М. Аврутина, на месте расстрела евреев был установлен скромный памятник. И только в 2007 году администрация города реконструировала памятник. А в 2009 году Российский еврейский конгресс (РЕК) начал проект «Вернуть достоинство». Его цель -привести в порядок места массовых захоронений евреев и цыган. За это время нашли 400 безымянных захоронений, установили 55 памятников в 15 регионах России, в том числе в Новозыбкове, Сураже, Злынке, Климово, Брянске. С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5354331,00.html