Створа с ажурным узором высотой чуть менее 3 метров – теперь музейный экспонат, который хранит историю Свенского монастыря и рассказывает об уровне мастеров 16 века.
Сотрудники Брянского краеведческого музея рассказали об уникальном экспонате. Это створа дверей от Успенского собора Свенского монастыря. Мужской монастырь основал первый брянский князь — Роман Михайлович по прозвищу Старый. По легенде, князь внезапно стал терять зрение и отправил гонцов в Киев за Печерской иконой Божией матери. Когда посланники плыли по Десне и остановились на ночлег рядом с местом, где в Десну впадает река Свень, образ вдруг исчез из ладьи и был найден после долгих поисков на высоком дереве. Снять икону смогли только после того, как из находившегося неподалеку Брянска прибыл князь Роман Михайлович, получивший после молитвенного обращения к образу Богородицы исцеление от слепоты. После этого, как сообщают предания, князь велел построить на этом месте монастырь. Икона же получила название Свенской-Печерской, она хранилась в обители.
Первый храм в Свенском монастыре был деревянным. Князь и его приближенные бояре сами рубили и тесали бревна для строительства. Когда деревянная церковь обветшала, на ее месте возвели новый Успенский собор. Он стал первым каменным зданием в окрестностях Брянска. Строительство началось в 1561 году, а завершилось около 1578-го. Руководил работами зодчий Гавриил Маков, он же возводил собор Белая Троица в Твери. Пятиглавый Успенский храм покрывала тесовая кровля, а у каждого из трех входов располагались деревянные паперти.
В 1564 году князь Иван Мстиславский пожаловал Успенскому храму деньги — «да к соборной церкви к каменной трое дверей железных». Кованые створки установили в западном, южном и северном входах. Когда в середине XVIII века обветшавшее здание храма перестроили, старинные двери оставили на прежних местах.
После революции Свенский мужской монастырь закрыли, а в 1930 году Успенский собор взорвали. Его двери, однако, сохранились до наших дней: южная дверь представлена в Брянском краеведческом музее.
«Створу высотой чуть менее 3 метров выковали из прочного железа. Затем украсили узорчатыми накладками, изготовленными в просечной технике: в металлической полосе при помощи молотка и зубила выбивали ажурный узор, затем шлифовали его надфилем — специальным узким напильником. Края отверстий после такой обработки получались загнутыми внутрь. Просечные полосы накладывали на основное полотно и закрепляли фигурными заклепками», — рассказали ученые.
Фото: ВК, Брянский государственный краеведческий музей