Ряд изменений законодательства мы озвучивали, а сегодня предлагаем обобщенную информацию от Отделения по Брянской области ГУ Банка России по ЦФО.
Банки обязаны информировать о гарантированном доходе по вкладам
С 1 октября банки обязаны раскрывать условия вкладов в виде таблицы. При выборе и открытии вклада — как в офисе, так и онлайн — вкладчик сможет ознакомиться с его ключевыми условиями, сведенными в краткую и понятную таблицу. В ней будут указаны вид вклада; сумма и валюта вклада; возможность пополнения вклада и имеющиеся ограничения на такую опцию; процентная ставка либо порядок ее определения; порядок выплаты вкладчику процентов по вкладу; порядок продления срока вклада; возможность досрочного снятия денежных средств и т. д.
Табличная форма также используется при оформлении кредитных договоров и была рекомендована банкам для раскрытия клиентам информации об условиях выпуска и обслуживания дебетовых платежных карт, включая комиссии.
Табличная форма позволяет гражданам в простом и понятном виде получать необходимые данные по финансовым продуктам, сравнивать их и делать более осознанный выбор до заключения договора с кредитной организацией.
Запрет или ограничения на онлайн-операции
С 1 октября клиенты банков могут добровольно ограничивать онлайн-операции для защиты от мошенников. С указанной даты клиенты смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры — максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени. О такой возможности сообщается на официальном сайте Банка России.
Установить запрет на дистанционные каналы можно будет в отношении отдельных услуг — например переводов, онлайн-кредитования — либо на все операции. Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, клиенту требуется написать заявление в свой банк — форму документа и порядок его направления определяет сама кредитная организация. При этом отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций можно в любое время без ограничений.
Если был установлен запрет на дистанционные операции, то мошенникам не удастся оформить онлайн-кредит или похитить ваши деньги, даже если они смогли получить доступ к вашему онлайн-банкингу.
Банки разъяснят заемщикам правила кредитных страховок
Если при оформлении кредита банк предложит заемщику полис страхования жизни и здоровья, он будет обязан дать клиенту короткую и ясную памятку. В документе должно быть указано:
— страхование каких рисков напрямую связано с кредитом, например, влияет на ставку, а каких — нет;
— сколько всего придется заплатить за страховку и какую часть этой суммы составит комиссия банка;
— кому страховая компания перечислит возмещение — банку или заемщику;
— какие документы понадобятся, чтобы получить выплату;
— какие случаи не считаются страховыми;
— можно ли отказаться от страховки и сколько при этом вернут денег;
— как изменятся условия кредита, если оформить страховку, а затем отменить ее;
— по какому адресу отправлять заявления страховщику и банку, например, об отказе — от страховки и возврате части денег;
— как бесплатно урегулировать споры со страховщиком и банком до суда.
На первой странице документа будет QR-код, который приведет на полные правила страхования.
При этом, по указанию Банка России, некоторые условия кредитных страховок станут стандартными. Например, максимальный срок для выплаты денег клиенту составит 30 дней после того, как он передаст компании документы, подтверждающие страховой случай.
А отказать в возмещении могут, только если:
— страховой случай наступил из-за алкогольного, наркотического или токсического отравления застрахованного;
— клиент утаил от страховщика болезнь из списка социально значимых;
— человек намеренно подстроил страховой случай;
— застрахованный пострадал из-за военных действий или других чрезвычайных обстоятельств.
Тогда как раньше список исключений бывал очень широким.