Мир захлестнула пандемия отложенного взросления. Дети все чаще живут с родителями до 35-40 лет и даже больше. Это новая норма -— или старая девиация? Аналитический центр ВЦИОМ представил результаты опроса россиян о самостоятельности во взрослой жизни.
- В среднем россияне начинают жить самостоятельно от родителей в 21 год. Норма отделения от родителей для дочерей и сыновей — также 21 год.
70% женщин не стали бы начинать отношения с мужчиной 30-40 лет, если он продолжает жить с родителями. - 73% считают неприемлемым, когда взрослый мужчина следует советам матери по жизненным вопросам.
Результаты опроса прокомментировала Татьяна Смак, эксперт Аналитического центра ВЦИОМ:
«В российском обществе взросление по-прежнему происходит довольно рано на фоне мировых трендов и вопреки существующим стереотипам о молодежи. И, как показывают результаты исследования, россияне довольно нетерпимы к тем, кто или «засиделся» в родительском доме, или слишком долго «слушает маму».
Эти требования особенно строги в отношении мужчин: эмоциональная связь с матерью легко превращается в повод для иронии и стигмы от «маменькиного сынка» до «сыночки-корзиночки». В отношении женщин сопоставимой языковой маркировки не существует: их близость с родителями социально приемлема, и не воспринимается как признак несостоявшейся взрослости.
Примечательно, что в основном эту стигму активно воспроизводят сами женщины. В роли партнерш они ожидают от мужчин полной автономии во всех смыслах, а в роли матерей нередко продолжают поддерживать эмоциональную и бытовую связь со взрослыми сыновьями, требовать внимания. И мужчинам тут не позавидуешь, в результате они оказываются зажаты между противоречивыми ожиданиями общества: быть независимым и самодостаточным мужем, но при этом оставаться верным сыном.
Напряжение возникает еще и там, где традиционные гендерные ожидания сталкиваются с экономической реальностью — высокими ценами на жилье, нестабильной занятостью, долгим периодом обучения, уязвимостью на старте карьеры. Общество продолжает требовать от мужчин автономии как символа зрелости, не всегда предоставляя для этого материальные условия. В итоге сепарация превращается в тест на социальную и экономическую состоятельность».
