Руководитель общественной приемной Союз «Чернобыль» России в юго-западных районах Брянской области рассказал, как продвигается работа по защите прав жителей загрязненных территорий, лишившихся прежнего статуса со вступлением в силу нового Перечня.
— Максим Викторович, уже прошло три месяца с того момента как был опубликован список загрязнённых территорий, куда Новозыбков вошёл как зона с правом отселения. Тогда же была создана рабочая группа с целью опротестовать это решение. Расскажите хотя бы промежуточные результаты работы этой группы?
— Конечно, за прошедшие три месяца уже можно подводить какие-то итоги. В решении тех задач, которые ставились, мы продвинулись довольно далеко и, как я считаю, все запланированное на 2015 год мы выполнили. Главной задачей на прошлый год было подготовить исковые заявления в Верховный Суд. 31 декабря мы их отправили. Исковых заявлений оказалось 54 — от различных населенных пунктов Новозыбковского, Злынковского, Климовского, Клинцовского и Гордеевского районов. Есть ряд проблем — до сих пор мы не определились с адвокатом. Думаю, в ближайшее время мы эту проблему решим. Сейчас мы направляем усилия на формирование доказательной базы.
— Как считаете, почему адвокаты не спешат защищать интересы жителей загрязненных территорий?
— Этот вопрос отчасти политический. Кто-то смотрит скептически, кого-то не устраивает финансовая сторона вопроса, ведь процесс может быть затяжным. Мы обращались и в московские адвокатские конторы, и в брянские, но пока все в рамках разговоров. Думаю, мы решим эту проблему так или иначе. При худшем раскладе мы просто наймем человека с юридическим образованием и будем решать поставленную задачу коллегиально.
— Городские власти поддерживают ваши начинания?
— Поддерживают. Та комиссия, которая была создана, она создана по инициативе городского Совета, в нее вошли и депутаты горсовета. Нет таких моментов, чтобы что-то утаивалось, либо было бы какое-то торможение этого процесса — этого нет.
— В ноябре в Новозыбкове и соседних районах собирали подписи под обращением к губернатору. Скажите, идет ли глава региона на контакт, и можно ли рассчитывать на его поддержку в вопросе защиты прав жителей загрязненных территорий?
— К сожалению, здесь вопрос не столько к главе региона, а сколько в целом к обсуждению этой проблемы в последние годы. Мне кажется, правительство области не совсем понимает эту социальную проблему. Тем не менее диалог начат, он начался с того обращения, под которым подписались 26 тысяч человек. На сегодняшний день мы имеем ответ от правительства Брянской области, где говорится, что областные власти совместно с МЧС ведут разработку стратегии социально-экономического развития загрязненных территорий. Мы попытаемся позицию жителей юго-запада Брянской области донести до руководства Брянской области. Я надеюсь, что наши предложения услышат. Также мы будем наблюдать за выполняемыми мероприятиями, если таковые будут.
— В одном из прошлых интервью Вы говорили, что рабочей группой был закуплен дозиметр, скажите, уже проводились какие-либо обследования?
— Пока мы охватили Клинцовский, Климовский район и город Новозыбков. В городе Новозыбков зарегистрировано максимальное показание — 60 мкР/час — на участке по улице Садовой в районе магазина «Электротовары». На территориях, где город граничит с лесополосой — порядка 30-40 мкР/час. Общий протокол, как только он будет готов и подписан членами комиссии, мы опубликуем. Насколько я знаю, есть точки где и за 80 мкР/час есть в нашем городе. Здесь нужно четко понимать, что присутствует пятнистость, радиация распределяется не равномерно, а пятнами, из-за этого возможны такие скачки и перепады. В других районах бывает ситуация и хуже, например, в Климовском районе, там было местами обнаружено за 100-120 мкР/час. Я читал статью о туристе, который гулял в Припяти, он тоже был с дозиметром, и он говорит, что средний фон в Припяти 60-80 мкР/час, т. е. в нашем городе местами ситуации близка к ситуации в Припяти. Местами в городе 54 Ки/км2, что на 40 процентов выше нижней границы зоны отчуждения, а мы с вами не знаем, где такие места находятся. Есть закон о социальной защите, в котором говорится, что гражданин имеет право знать о состоянии и последствиях Чернобыльской катастрофы.
— Но вы же не аккредитованная лаборатория, т.е. результаты проводимых вами исследований — это не официальная экспертиза?
— Нет, конечно же, мы не говорим о том, что это экспертиза, мы говорим о том, что есть определенные нормы, и если есть превышения, то нужно разобраться, от чего это. Если мы приближаемся к экологической чистоте, то фон не должен превышать 20 мкР/час. Если мы говорим об экспертизе, то мы будем делать ее в рамках судебного заседания, естественно, мы будем привлекать лицензированную организацию, которая имеет право на проведение определенных исследований.
— Сейчас молодые мамы бурно обсуждают грядущие изменения порядка начисления выплат по уходу за ребенком. Скажите, это уже окончательно принятое решение или есть шанс, что будет наложен мораторий и нововведение будет отложено?
— Об этой ситуации нужно говорить последовательно. Мы все знаем, что принес нам октябрь, чем это для нас обернулось. Пересмотр порядка начисления декретных выплат на загрязненных территориях — это уже второй удар по значительной льготе. Вектор на уменьшение, возможно, из-за сложившейся экономической ситуации в стране, но тем не менее мы должны понимать, что есть права, которые нам гарантированы. Государство должно заботиться о возмещении вреда, нанесенного нам Чернобыльской катастрофой. Этот вред невосполнимый. Мы считаем, что как и пересмотр перечня, так и это ущемление — это нарушение конституции и прав граждан, проживающих на пострадавших территориях.
— Законотворцы, меняя порядок начисления декретных выплат, говорят о справедливости: те женщины, которые не работала и те, которые получали, к примеру, 50 тысяч рублей зарплаты до выхода в декрет, имеют одинаковый вред и должны получать одинаковые суммы.
— Закон был мотивирован тем, чтобы отрезать от льгот тех, кто не проживает на загрязненных территориях. Ранее человек, который не проживал здесь ни дня, мог приехать, прописаться за несколько дней до родов и получать льготы. Теперь в законе четко прописали, сколько человек должен прожить на загрязненной территории для того чтобы получать декретные выплаты в повышенном размере. С этим мы согласны. Это и есть социальная справедливость. Но когда эта же мотивация применяется к порядку расчета выплат по уходу за ребенком, то это вызывает вопросы. Воспитывать детей сейчас недешево, здесь явно и понятно, что новый порядок расчета выплат по уходу за ребенком — это способ сэкономить, нарушая Конституцию, нарушая Майские указы Президента. Если мама работала, если она социально активна, если она хорошо получала, и расчет декретных выплат идет исходя из ее зарплаты, в чем она виновата, как собственно и та, которая по каким-то причинам не работала. Мы живем в условиях рыночной экономики, если мы вкладываем в труд, то мы должны с него получать. В этом плане Союз «Чернобыль» России считает, что это очередное ущемление прав. Возможно, на данное постановление будет наложен мораторий до 2017 года, но мы будем стоять на той позиции, чтобы вернуть порядок начислений в первоначальную форму, исключая, конечно, первый момент, когда люди получали льготы, не проживая здесь. Я считаю, что наша работа должна быть направлена на то, чтобы показать негативный эффект от принятия этого решения. Свои предложения мы постараемся провести через Президента Союза «Чернобыль» России Вячеслава Гришина и получить результат.
— Вы говорите, что мораторий на данное постановление может быть введен, если возникнет социальная напряженность? В чем она может выражаться: пикеты, митинги?
— Я не думаю, что пикеты и митинги являются выражением чего-то. Должны быть конкретные обоснования в цифрах. Мы должны владеть сравнительной информацией, сравнительными цифрами: в чем уступает юго-запад Брянщины по отношению к области и к России в целом в плане социально-экономического развития, здоровья населения и т. д. На основании этого мы будем показывать, что невозможно за шесть тысяч полуторагодовалого ребенка содержать. Я думаю, что в донесении этой позиции нам поможет региональное отделение Общероссийского Народного Фронта, тем более что мы эту работу уже начали, первые направления еще в прошлом году были обозначены. Сейчас очень много людей будут спекулировать на этой теме, и если каждый проведет по митингу, то ни к чему хорошему мы не придем.
— Подводя итоги нашей беседы обозначьте, пожалуйста, основные векторы вашей работы на ближайшее время?
— Основной вектор — это защита прав жителей загрязненных территорий юго-запада Брянщины в Верховном Суде, но также планируем сейчас провести мониторинг по направлениям социально-экономического развития, здравоохранения, сформировать свои предложения и пытаться их продвигать на всех уровнях. Целевая программа по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы закончилась в прошлом году. Денег нет на какую-то реабилитацию, строительство, даже на замеры. Как вариант — предлагалось искать те федеральные программы по здравоохранению, по строительству, которые финансируются, и в которые мы можем войти, чтобы как-то облегчать нагрузку на область, самостоятельно не имеющую возможности справиться с этими задачами. Конечно, возникнут еще проблемы, но пока мы обозначили вот эти основные задачи, а дальше будем смотреть.
— Спасибо за интервью.
Фото и видео: ИА «Брянск новости».