Только пять российских регионов включили в свои льготные лекарственные перечни все 646 препаратов, входящие в федеральный перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а девять регионов — не более четверти препаратов из перечня ЖНВЛП, что, по мнению экспертов, снижает доступность лекарств для льготников. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного Фондом «Здоровье» совместно с активистами Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 85 регионах страны.
Брянщине не нашлось места ни в числе передовиков по организации обеспечения льготными медикаментами, ни в числе аутсайдеров.
В пятерку лучших вошли Владимирская, Новгородская и Ульяновская области, Камчатский и Краснодарский края. От них незначительно отстают Костромская область и Забайкальский край (по 99 процентов от федерального перечня ЖНВЛП), Республики Тыва, Алтай и Северная Осетия-Алания (по 98 процентов) и Еврейская автономная область (97 процентов).
«К сожалению, большинство регионов составили свои списки льготных лекарств не из препаратов федерального перечня ЖНВЛП, цены на которые регулируются государством, а из лекарств, цены на которые подвержены значительному росту», — отметил директор Фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
Так, наименьшее число жизненно важных препаратов включили в свои льготные перечни такие регионы, как Тверская область (7 из 646, что составляет всего один процент от федерального списка), Ставропольский край (15, или два процента), Ивановская область (56, или девять процентов). Чуть лучше, но все равно неудовлетворительно обстоит дело в Ростовской области (16%), Нижегородской области (19%), Амурской области (20%), Свердловской области (22%), Архангельской области (22%), Астраханской области (25%), Карачаево-Черкесской Республике (29%).
«Мы неоднократно обращали внимание специалистов и общественности на то, что Минздрав России должен принять порядок формирования региональных льготных лекарственных перечней и закрепить обязательность присутствия в них лекарств из федерального перечня ЖНВЛП. Пока же этого не происходит, и жители разных регионов находятся в неравных условиях относительно льготного лекарственного обеспечения», — подчеркнул Эдуард Гаврилов.
По его словам, подобная политика привела к тому, что в ряде субъектов в региональные перечни не попали препараты для лечения ВИЧ и онкологических заболеваний, но, странным образом, там оказались лекарства с недоказанной эффективностью и даже гомеопатические препараты. Встречаются в региональных перечнях и торговые наименования препаратов вместо международных непатентованных наименований, что ограничивает конкуренцию при закупках и ведет к росту цены лота.
Эксперты Фонда высказывают особую обеспокоенность низкой доступностью в регионах противотуберкулезных препаратов. Так, 33 региона из 85 вообще не включили в свои перечни ни одного препарата для лечения туберкулеза. Среди них г. Москва; Чукотский, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа; Республики Мордовия, Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия, Крым, Чеченская, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская; Кировская, Пензенская, Смоленская, Орловская, Кемеровская, Калужская, Курская, Псковская, Ярославская, Вологодская, Саратовская, Белгородская, Мурманская, Свердловская, Амурская, Ростовская и Тверская области; Приморский, Пермский, Красноярский и Ставропольский края.
«Лишь 10 из 85 регионов обеспечили своим жителям льготный доступ ко всем 21 противотуберкулезным препаратам из федерального перечня ЖНВЛП. Это Владимирская, Новгородская, Ульяновская и Костромская области; Камчатский, Краснодарский и Забайкальский края; Республики Калмыкия и Башкортостан, а также Удмуртская Республика», — сообщил директор Фонда «Здоровье».