С 2016 года около 80 предприятий ЖКХ из 35 регионов РФ передали в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) информацию о почти 20 тысяч граждан, которые являются злостными неплательщиками (не погасившими долг за услуги ЖКХ по решению суда). По состоянию на 1 июня задолженность этих граждан за жилищно-коммунальные услуги составила около одного млрд рублей, а средний размер долга оказался на уровне 50 тыс. рублей.
В соответствии с федеральным законом №218 «О кредитных историях», с 2015 года в кредитных историях должников за жилищно-коммунальные услуги фиксируется информация о факте неисполнения в 10-дневный срок решений суда по внесению платы за коммунальные услуги. При этом передача данных в бюро кредитных историй осуществляется самими предприятиями, предоставляющими населению услуги ЖКХ.
Кредитная история является, по сути, документом о состоянии финансовой репутации и платежной дисциплины гражданина. Поэтому внесение в нее записи о неисполненном решении суда по оплате услуг ЖКХ означает фактический запрет на получение последующих кредитов или же значительное ухудшение их условий (ставки, срока, суммы и т.д.) При этом любые записи в кредитных историях хранятся в течение 10 лет. Таким образом, на протяжение этого периода времени информация о не погашенной по решению суда задолженности граждан за услуги ЖКХ будет доступна всем кредиторам — банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам.
«Взаимодействие предприятий ЖКХ и Национального бюро кредитных историй является одним из действенных способов по сокращению задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги, — говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Так, около половины всех должников полностью или частично погашают имеющуюся у них задолженность в кратчайшие сроки после того, как узнают о попадании данной информации в их кредитные истории. Во многом это объясняется тем, что передача данных о долгах за ЖКУ в НБКИ, по сути, «отрезает» данных граждан от кредитных ресурсов банков, МФО, ломбардов и прочих кредиторов».