Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и бизнес-школа Сколково представили данные двух независимых исследований, посвященных теме предпринимательства в России.
Отношение к бизнесу в нашей стране дифференцируется в зависимости от его масштаба: к малому и среднему бизнесу россияне относятся лучше, нежели к крупному (положительно: 90 против 67 процентов).
Доверие к профессии предприниматель в российском обществе не сформировано: несмотря на существенное снижение недоверия (с 45 в 2010 г. до 27 процентов в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все еще превышает долю доверяющих (27 против 22 процентов).
Уровень предпринимательской активности меняется: доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается (с 32 в 2008 г. до 22 процентов в 2017 г.), а оценивающих подобную перспективу как нежелательную – растет – с 49 в 1991 г. до 68 процентов в 2017 г. В то же время уже семь процентов опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес (в 1991 г. – два процента). Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины, люди среднего возраста, с высшим образованием, жители «миллионников».
Главным фактором успеха в бизнесе россияне в целом считают наличие стартового капитала. Также отмечается значимость команды, личных качеств и др.
Если по вопросу об условиях успешного ведения бизнеса данные всероссийского исследования и опроса бизнесменов схожи, то по вопросу о барьерах ситуация обратная. По данным опроса ВЦИОМ, россияне считают бюрократию и административное давление основными и неизменными барьерами для открытия бизнеса в России. По данным, полученным бизнес-школой Сколково, на первое место среди препятствий предприниматели ставят создание команды/трудность в подборе сотрудников (31 процент), нехватку опыта и знаний у самого предпринимателя (31 процент) и личные барьеры/страхи/неуверенность предпринимателя (26 процентов).
Предложения от предпринимателей к российским властям можно объединить в три основных блока: 1) финансовая поддержка предпринимательства: снижение налогов, снижение ставок по кредитам, поддержка и субсидии; 2) административное регулирование: упрощение отчетности/бюрократии, независимый суд и сокращение проверок; 3) образовательная и консультационная поддержка предпринимателей: введение предмета «Предпринимательство» в школах и вузах, образовательные программы и консультации для предпринимателей и др.
Роль бизнеса в целом в нашем обществе оценивается положительно: три четверти граждан говорят, что деятельность предпринимателей идет на пользу людям. Основную пользу от бизнеса россияне видят в увеличении занятости населения путем создания рабочих мест, а также пополнении государственного бюджета, повышении доступности и ассортимента товаров и услуг.
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 28-29 июля. В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95 процентов не превышает 3,5 процента.
Исследование бизнес-школы Сколков проведено в сентябре с помощью онлайн опроса. Основу выборки составила база контактов бизнес-школы. Целевая аудитория: предприниматели/владельцы бизнеса, руководители высшего и среднего звена. Всего в исследовании приняли участие 479 человек.