В учебных заведениях страны образовался дефицит учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов. Таковы результаты опроса более 3 тысяч педагогов из 83 регионов.
О том, что в школе не хватает предметников, сообщила половина опрошенных учителей – 51%. Где-то речь идет об отсутствии одного-трех педагогов – так ответили 36% респондентов, где-то – о четырех-пяти (10,6%), а в отдельных случаях дефицит кадров доходит до десяти человек (0,4%).
Учителя увольняются и в конце, и в середине года, иногда уходят командами по 6-8 человек. О нехватке педагогов говорят, как в сельских школах (54%), так и городских (50%).
38% участников опроса отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом. Часто ушедшему из школы педагогу так и не получается найти замену: об этом сообщили 22% учителей.
Есть школы, где один и тот же педагог ведет математику, историю и английский язык, а другой – физику, изобразительное искусство и ОБЖ. Сельский учитель физкультуры может преподавать еще и английский язык, а учитель информатики – музыку и ИЗО. Тем временем в нацпроекте «Образование» поставлены амбициозные цели, выполнение которых напрямую зависит от учителей, их возможности расти профессионально и желания продолжать работать в школе.
Помимо этой проблемы есть ещё одна — растет средний возраст учительского состава.
Как показывает опрос, об уходе из школы сегодня думает примерно пятая часть педагогов (18%), поскольку им очень тяжело работать в сложившихся условиях, а 2% учителей уже решили уволиться или даже написали заявление. Основные причины – невысокая зарплата, нестабильность стимулирующих выплат, растущий объем задач, не связанных с обучением детей, необходимость оснащать кабинеты за свой счет, давление администрации и родителей.
По данным Минпросвещения , в последние годы растет количество учеников на одного учителя. Так, в 2017 году на одного педагога приходилось 13,7 учеников, в прошлом году – 14, в нынешнем году — 14,9.
К 2029 году нехватка учителей-предметников может достичь 188,7 тысяч человек.