Совместный концерт Сергея Летова и Вадима Курылева в Брянске не состоится. По словам организаторов, причиной тому явилась слабая предпродажа билетов. Так запоздалый анонс концерта по злой иронии судьбы превратился в его «некролог». Мероприятие должно было состояться в субботу, 17 декабря, в арт-кафе «113».
В целом, ситуация выглядит достаточно странно, если не сказать нелепо, и иначе как предпраздничными безденежьем и суетой оправдать вопиющую пассивность публики сложно.
Сергей Летов – без преувеличения легендарный джазмен, импровизатор, мультиинструменталист, чье влияние, наследие и число творческих коллабораций с самыми разными артистами из многих стран по всему миру, кажется, стремятся к бесконечности. Определенной части публики он знаком также как брат лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова.
Вадим Курылев – личность не менее знаменательная. Мультиинструменталист, больше всего он знаком широкой публике как участник группы DDT с 16-летним стажем. При его участии, в частности, были записаны такие знаковые пластинки как «Я получил эту роль», «Пластун», «Черный пес Петербург», «Это всё…», «Любовь», и другие. Публике помоложе Курылев знаком по группе «Электрические партизаны», а меломанам широкого профиля – как участник множества проектов, в том числе – в компании с Сергеем Летовым.
Казалось бы, даже по одиночке любой из них мог вполне бы собрать «113» (особенно учитывая, что это одна из самых небольших концертных площадок города, уступающая по вместимости разве что «Гаражу»). Более того – это удалось сделать в апреле Летову сольно, выступавшему с куда более «неформатной» программой. Разумеется, речи о полном sold-out не шло, но и жаловаться на пустой зал никому вроде не пришлось. При этом, стоимость билетов на тот концерт и нынешний, несостоявшийся, была примерно одинаковой (в районе 500-600 рублей).
И, сколько бы грустно это не звучало, но к подобному положению дел в нашей стране давным-давно привыкли. В России по разным причинам происходят отмены не только «одиночных» концертов, но и полноценных фестивалей (минувшее лето в этом плане вообще стало едва ли не рекордным).
И, нужно признать, Брянщина на общем фоне – несмотря на укоренившийся образ вечного аутсайдера (справедливости ради, это определение подходит большей части субъектов РФ) – выглядит настоящим «оазисом». Насыщенности концертной жизни нашего областного центра могут позавидовать и многие куда более благополучные в финансовом плане города и регионы. Ситуации, когда на один и тот же день приходятся несколько абсолютно разных по стилистике концертов, возникают здесь регулярно. Более того, у многих даже пересекается потенциальная аудитория. То есть, предлагаемый местной публике «ассортимент» едва ли можно окрестить «постным меню». Даже напротив – это «меню», вероятно, подчас чересчур калорийно. Настолько, что иные зрители и слушатели напрочь теряют аппетит.
Существует множество вариантов ответа на вечный вопрос «почему люди меньше ходят на концерты (а еще — реже покупают музыку на физических носителях)?», однако, на мой персонально взгляд (разумеется, лишь один из многих), все предельно банально. Иоганну Себастьяну Баху приписывают такую цитату: «Цель музыки — трогать сердца». И в самом деле, подавляющее большинство людей ищет в музыке нужные эмоции и/или новый опыт. И потому стоит ли кого-то винить — хоть слушателей, хоть артистов – в том, что музыка в один момент перестает давать «потребителям» то, что им нужно? Особенно учитывая тот факт, что эмоциональное истощение и хроническая усталость давно стали доминирующими символами нашей эпохи. А если грядущий концерт не сулит тебе никаких новых впечатлений и эмоций – то зачем тратить на него драгоценное время и тем более деньги?
Но это – проблема скорее отдельных индивидуумов – даже если в некоторых ситуациях они оказываются в подавляющем большинстве — нежели «индустрии» в целом.
Ведь будь концерты реально никому не нужны, видеосервисы и социальные сети не были бы забиты таким невероятным количеством бутлегов всех мастей. Если бы безлимитный интернет и торренты реально бы «убили» музыку или интерес к ней – то не должны были бы вместе с ними кануть в небытие, например, iTunes (а что ни говорите, но культура цифровой дистрибуции и вообще приобретения легального контента – не обязательно музыкального — даже в традиционно «пиратской» России развивается довольно активно) или Discogs? Но нет – эти сервисы вполне успешны и востребованы. Равно как и салоны Hi-Fi аппаратуры. Купить новенький, с завода, проигрыватель винила (правда, как правило, вопиюще бюджетный) или усилитель/ресивер не составляет особого труда даже в Брянске.
Здесь логично было бы в качестве контраргумента упомянуть резкое уменьшение числа «ларьков с дисками». Вспомните, сколько их было в Брянске буквально каких-то 5-7 лет назад? Они были практически везде, и во многих даже неспециализированных магазинах вполне можно отыскать диски (обычно, правда, пиратские) даже таких далеких от всенародной известности команд, как «Raw Power», «Sadist» или «Neurosis».
Сейчас в Брянске осталось фактически лишь три магазина, предлагающих более-менее актуальный ассортимент музыки. Причем только один из них на данный момент может похвастаться действительно крупным и разнообразным ассортиментом, а также регулярными завозами (причем о которых лет семь назад здесь и мечтать не могли). Однако даже он переживает не лучшие времена.
В значительной мере, на мой взгляд, закату «настоящих» магазинов сопутствует не столько упадок интереса к покупке дисков/винила/кассет, сколько развитие магазинов виртуальных. Они мало того, что отнимают меньше времени на выбор и не привязаны к месту на карте и графику работы, так еще и предлагают значительно больший (практически бесконечный) и разнообразный ассортимент, в том числе достаточно уникальный и редкий, который едва ли найдешь в магазинах. Тем более, что многие упертые покупатели музыки в наши времена достаточно эрудированны и потому – привередливы, в результате чего их запросы не так-то просто удовлетворить. А коллекционеры в Брянске, уж поверьте, есть.
Хотя «проблема» не только в «музыкальных снобах», но и их полной противоположности – людях, разбирающихся в теме поверхностно (таковых, признаем, большинство), и отказывающихся открывать для себя что-то новое, лишенных элементарного любопытства. Ведь аудитория артистов обычно и состоит по большей мере не из die-hard фанатов, на зубок знающих, как зовут кошку их кумира, и какого цвета носки он надевает по пятницам, а скорее из людей, которым просто любопытно от случая к случаю послушать новую для себя группу или альбом. Их вполне может привлечь промо-компания, упоминания в прессе, случайно подслушанный где-то хит или просто «цепляющая» обложка (покупки «вслепую» никто не отменял).
Однако мы слишком отдалились от изначальной темы.
Собственно говоря, даже при явном падении посещаемости, о котором все так много твердят, закрытии клубов и некотором сокращении числа музыкальных мероприятий, отмена концертов в Брянске – событие скорее экстраординарное, нежели привычное. Количество подобных прецедентов за уходящий год можно без труда пересчитать по пальцам. Да, недавний фестиваль звезд шансона в Цирке потерпел фиаско до открытия – судя по слухам, его отмена связана именно с малой предпродажей билетов.
Для многих шоком стала отмена концерта мега-популярного рэпера Oхххymiron, назначенного на середину ноября. Но там ситуация была кардинально иной – билеты были распроданы практически полностью (что для Брянска, несомненно, серьезное достижение), но все карты организаторам спутала внезапно настигшая артиста болезнь. То есть – форс-мажор, от которого никто не застрахован.
К слову о форс-мажорах. Пожалуй, наиболее драматичной в этом году была отмена февральского концерта петрозаводской стрит-панк группы «Ничего Хорошего». Приехавшая на концерт публика застала клуб фактически оцепленным сотрудниками полиции. Зрителям сообщили, что на них якобы планируется нападение неонацистов («Ничего Хорошего» известны, в частности, как сторонники антифашистских взглядов), и рекомендовали «понапрасну не рисковать». Несмотря на то, что все обошлось мирно и без конфликтов, выступление все же было отменено. Стоит отметить, аналогичным образом была сорвана едва ли не половина концертов тогдашнего тура группы.
Вместе с тем, у наиболее активного организатора концертов в Брянске – «Hellout Agency» — за текущий год не сорвалось ни единого мероприятия. А это, вкупе с тем, что на брянские концерты приезжают зрители даже из соседних регионов (например, на сентябрьский концерт «Plush Fish» пожаловала немаленькая «делегация» из Орла) – тоже неплохой индикатор ситуации. Которая, как мы видим, не столь уж плачевна, как кажется некоторым интернет-паникерам.
P.S. Что, впрочем, не отменяет «персональной ответственности» каждого потенциального посетителя концертов от поддержки мероприятий. В конечном счете, окупаемость (а, значит, и частота) концертов, а также впечатления самих артистов целиком лежит на плечах публики.
Фото: Sodomelle Flavian.