Групп с названием DDT в истории рок-музыки хватало. В Канаде, например, с конца 70-х и до начала 90-х годов под таким названием действовала андеграундная хэви-металическая команда, а в Польше было как минимум два DDT: одни с 1979 года играли (и, по некоторым сведениям, продолжают до сих пор) панк-рок с вкраплениями пост-панка, а другие в первой половине 90-х оставили след в летописи золотой эпохи дэт-метала. Их объединяет одно: культовый статус в узких кругах и практически полная неизвестность за их пределами.
То ли дело их тезка, рожденный в СССР. Вот уже почти четыре десятилетия команда под предводительством Юрия Шевчука продолжает собирать полные залы по всей стране и за ее пределами. Вчерашний концерт в Брянске – первый за последние 16 лет (стоит учесть, что тогда, 7 апреля 2001 Шевчук выступал сольно и с акустической программой) – не стал исключением. Не остановила зрителей ни высокая для нашего региона стоимость билетов (1300-1800 р на танцпол и до 4500 р на трибуны), ни слишком раннее начало концерта (при том, что группа вышла на сцену с опозданием всего в пять минут), ни транспортные проблемы: уехать ночью с Новостройки не просто и одному, а примерно несколько тысяч зрителей и вовсе наверняка спровоцировали локальный коллапс, обеспечив таксистов и хулиганов работой на всю ночь. Как бы то ни было, вечером 15 марта Ледовый дворец на Новостройке был забит более, чем на половину – при этом на «дорогих» трибунах почти не осталось свободных мест, а на танцполе, непосредственно у сцены было не протолкнуться. В городе, где из-за низких продаж билетов несколько лет назад отменили концерт Алисы, а экс-музыкант DDT Вадим Курылев не смог собрать даже маленький клуб это – серьезное достижение.
И дело отнюдь не в скандальном бэкграунде мероприятия, в котором некоторые углядели даже политический контекст. Напомним, прошлый концерт группы в 2013 году сорвался якобы по указке самого Николая Денина – что косвенно в итоге вылилось в целый судебный процесс, в котором тогдашний губернатор Брянщины потерпел поражение.
Вообще, популярность DDT едва ли связана с повесткой дня. Дело в том, что группе – вопреки расхожему мнению противников русского рока – есть что предложить не только ностальгирующим по перестроечной молодости «дядям и тетям» и «аскающим»* мелочь мучителям расстроенных гитар, но и поколению iTunes, для которого условный God Is An Astronaut ближе, чем Окуджава и Визбор.
Пускай многие песни группы легко сможет подобрать на акустической гитаре любой начинающий дворовый музыкант, музыка DDT – это далеко не «ксп-рок», особенно сейчас. Обновление и фактическое «омоложение» состава группы, случившееся несколько лет назад, пошло коллективу на пользу, что успешно доказал выпуск в 2011 году очень крепкого двойного альбома «Иначе» и последовавшие за ним затяжные гастроли (в рамках которых автор этих слов впервые и увидел группу живьем – 1 августа 2012 года в Феодосии).
Сегодняшний DDT живьем – это даже не столько рок-группа, сколько светомузыкальный спектакль. Все не как на больших фестивалях: просторная сцена, три огромных монитора, великолепный читаемый звук (даже при том, что вокал Шевчука заметно выведен на передний план, местами заглушая инструменты) и невероятной красоты (по крайней мере, для Брянска) световое шоу. В то время как большинство артистов «прессует» зрителей эпилептическими вспышками стробоскопов и травит дым-машинами, DDT выстраивают настоящую «световую драматургию», воздействуют на чувства зрителя не только стихами (как по умолчанию принято в русском роке) и музыкой, но и визуальным представлением.
В отличие от эстрадных исполнителей, у которых «лайвовые» музыканты играют роль статистов, у DDT каждый участник самоценен не только как «живая декорация», но как актер в театре. И во главе этого представления, несомненно, стоит Юрий Юлианович: пышущий жизнью, светлый (просветленный?) и иногда чуточку нелепый. Сейчас без нужды он почти не общается с публикой между песнями – ведь, по собственному признанию в недавнем интервью «Lenta.ru», осознал, что «Достаточно песнями выражать свое внутреннее состояние, ощущение времени, страны. Это гораздо интереснее и точнее». И это действительно важное решение: быть не проповедником, не агитатором, не скандальным борцом с попсой или политиком-популистом, а быть артистом. И этот подход честен не только по отношении к самому себе, но и по отношении к публике, пришедшей на концерт. В итоге – ни слова о политике (если таковым не считать хипповский призыв к миру). Даже былой конфликт с Дениным остался за «бортом» концерта.
Разумеется, само по себе шоу – не единственное достоинство прошедшего концерта. В рамках нынешнего гастрольного тура «История звука» группа представила Брянску великолепную 2,5-часовую подборку хитов разных лет: от «Не стреляй», с которой фактически начиналась история DDT или «Милиционера в рок-клубе» до новейшей «Любовь не пропала» или сравнительно свежей «Песни о свободе». Упор был сделан на «светлые» песни – зрителей очевидно решили уберечь от тяжелых эмоций, и без того превалирующих в наше непростое время. Хотя без «Предчувствия гражданской войны» и «Умирали пацаны» в сет-листе не обошлось.
При этом концертные аранжировки подверглись бережным «модификациям» по сравнению со студийными версиями. Так, та же изначально поп-ориентированная «Любовь не пропала» на сцене Ледового дворца резко обрела «тяжесть» и грув в духе альбома «Addicted» от Devin Townsend Project (конкретно напрашиваются аналогии с «Bend It like Bender!») Сольных номеров удостоились бэк-вокалистка Алёна Романова, и басист Роман Невелев.
Посильную лепту в представление внесли и некоторые фанаты. Так, одна из зрительниц на трибуне принесла с собой портрет Шевчука – в результате чего удостоилась минуты «экранного времени» на мониторах; а еще несколько людей умудрились протащить на танцпол фаера (что не удивительно – ибо охраны на входе не было вообще никакой), которые пустили в ход на песне «Родина».
Проще говоря, DDT подарили Брянску настоящий фестивальный опыт, эдакое миниатюрное «Нашествие» или «Доброфест». Аналогия с последним вообще крайней актуальна: пускай DDT и не подходят под формат ярославского рок-фестиваля, но дарит то же ощущение душевного тепла и искреннего счастья. И это действительно тот самый редкий случай, когда после концерта в толпе слышатся лишь восторженные комментарии по поводу не просто увиденного, но пережитого.
Недаром же, уходя со сцены, Юрий Шевчук признался Брянску, что «Это не просто концерт. Это нечто иное». А еще – пообещал вернуться вновь. Если пригласят.
*Аскать – русифицированное производное от англ. «ask» — «спрашивать»; на слэнге – просить мелочь у прохожих. Аскают, например, уличные музыканты.
Фото: «ИА Брянск новости».