Юрий Бурносов (на фото) ‒ известный писатель-фантаст, сценарист и политолог, родившийся в Севске и начинавший карьеру в Брянске, отвечает на вопросы о современной литературе и кинематографе, о своей семье и нелегком труде писателя.
‒ Как часто бываете в Брянске/Севске? Следите за местными переменами? Как их оцениваете?
‒ Увы, в Брянске бываю примерно раз в год, в Севске вообще не был очень давно. Но за всеми местными событиями слежу, в том числе через фейсбучную группу «Брянск & Бежица», где много моих старых друзей.
‒ Ваш сетевой ник Джабба? Почему?
‒ Лет двадцать назад я регистрировался в интернет-чате, где разговаривали о фантастике, ну и как-то с ходу создал себе такой ник ‒ по имени героя «Звездных войн». Он прижился сначала как ник, потом уже как прозвище в фантастической тусовке, и благополучно дожил до нынешних дней. Очень забавно, когда на конвенте подходит какой-нибудь молодой читатель и робко спрашивает: «А это вы Джабба, да?» Я обычно даже на бейдже так и пишу.
‒ Что подтолкнуло уехать в Москву? С какими трудностями пришлось встретиться?
‒ Я занялся сценариями для телевидения, а поскольку работать тогда приходилось в команде, то на расстоянии этого делать не получалось. Трудностей особенных не было, я как-то быстро адаптировался, тем более у меня в Москве мама, сестра, племянники, а теперь вот еще и старшая дочь учится в МГУ. Хотя, конечно, город весьма утомительный, а самое главное, пасмурный какой-то, особенно сейчас, зимой. Но я теперь могу работать удаленно, а значит, и в Москве сидеть не обязательно.
‒ Как оцениваете современную российскую фантастику? Читаете что-нибудь из нее?
‒ Оцениваю на троечку с минусом, потому что книгоиздательство в кризисе, многие толковые авторы занялись другими делами (теми же сценариями), а на их место набежали откровенные графоманы. Уровень текстов сильно упал, в том числе с точки зрения грамотности, что совсем уж ни в какие ворота. Запятые как попало, с «тся» и «ться» кошмар какой-то, читать невозможно. За прошлый год я открыл для себя единственного нового хорошего автора ‒ это Эдуард Веркин.
‒ Читали ваши дети ваши романы? Какого мнения о них и о вашей работе?
‒ Сын читал всё, говорит, что нравится. С дочками сложнее, они немного другие вещи читают, ну и я не настаивал. Тем более от родных и друзей все равно объективный ответ не получишь. А вот с женой, кстати, мы в свое время познакомились именно потому, что она любила мои книги. Сейчас меня постоянно донимает, чтобы я что-нибудь новое написал, а мне все некогда… Если говорить о сценаристике, то дети понимают, что есть сугубо коммерческие проекты, которые снимаются для определенной аудитории. Я и сам заранее говорю им, что смотреть необязательно, а то и вообще не надо. Но, к примеру, новогодний фильм-сказка «Вьюга» всем понравился.
‒ Какие профессии прочите детям?
‒ Сын Борис уже вовсю работает ветеринаром в Смоленске, лечит кошек-собак. Дочка Лера учится на журфаке МГУ, а другая дочка, Соня, еще школу не закончила. А там уж как сложится. Я тоже в их возрасте в сценаристы не собирался. По диплому-то я преподаватель русского языка и литературы, а сначала вообще в медицинский поступал. У Сони, правда, уже вышла в крымском издательстве «Шико» фантастическая книга «Соня и Сеня. Путешествие между мирами» и даже была номинирована на премию Кира Булычева «Алиса». Но сейчас Соня к писательству немного остыла, ну и мы не особо ее подгоняем.
‒ Что думаете о фразе: «Можешь не писать, не пиши»?
‒ То же, что и о фразе «Ни дня без строчки». Наверное, ничего плохого нет в том, что человек пишет, как и в том, что не пишет. Его дело. Тем более есть люди, для которых писательский труд ‒ единственный источник доходов (и ничего зазорного тут нет, вспомним Дюма, например).
‒ А вы можете не писать? Думали сменить деятельность?
‒ А я, по сути, уже сменил. Последняя книга, которую мы в соавторстве с женой написали для проекта «Сталкер», вышла в прошлом году. С тех пор я занимался только сценариями, хотя какие-то наброски и фрагменты все равно порой записываю. На черный день, так сказать. Видимо, совсем не писать у меня не получается. Ну, и есть пара интересных и необычных задумок, но о них пока рано говорить, чтоб не сглазить.
‒ Что для вас «вдохновение»?
‒ Необъяснимая вещь. Которая приходит чаще всего в самое неподходящее время, когда даже записать фразу или мысль нельзя или не на чем.
‒ Писатель – это кто? Его роль, значение?
‒ Я как-то не склонен преувеличивать роль и значение писателя. Прежде всего, это обычная профессия, способ заработка, если угодно. И роль ее для окружающих в большинстве случаев развлекательная, ну, иногда обучающая и просветительская.
‒ Что думаете о писательских организациях вроде Союза писателей России, Союза российских писателей?
‒ Никогда не состоял ни там, ни сям, даже заявление не подавал. Не вижу смысла. Вполне возможно, кому-то это интересно и даже важно, но я даже на конвенты и конференции езжу в первую очередь друзей повидать, а не провести мастер-класс или на семинаре выступить.
‒ Каким вы видите будущее для книжной индустрии?
‒ Не берусь предсказать. Хотя, думаю, бумажная книга выживет, но в основном нехудожественная. Всякие справочники, научпоп ‒ то, что требует множества иллюстраций, графиков, таблиц…
‒ Что читаете больше: электронные книги или бумажные? Почему?
‒ Электронные. Потому что, во-первых, ридер удобно носить с собой, во-вторых, скачать и стереть не понравившуюся книгу куда проще, чем купить и выкинуть. И дешевле, даже если не качать ее у пиратов, а купить на вполне официальном ресурсе. Хотя привыкал я к ридеру долго, как-то не читалось, бумажная книга казалась привычнее, уютнее. А сейчас уже третий по счету ридер использую, два первых замучил до смерти. Я же стараюсь везде читать, если ситуация позволяет.
‒ Многие ваши книги написаны либо в соавторстве, либо в рамках прописанного заранее мира? С чем это связано? Есть ли в планах сольный внесерийный роман?
‒ В соавторстве я работать просто люблю. Собственно, первый роман у меня как раз в соавторстве написан ‒ с Виктором Косенковым из Эстонии, под общим псевдонимом Виктор Бурцев. Толковый соавтор никогда не дает расслабиться, подсовывает неожиданные сюжетные повороты, из которых надо выкручиваться… Что касается проектных книг, то там две причины: либо из интереса к проекту (тот же «Этногенез» или «Сталкер»), либо из каких-то чисто прагматических целей типа хорошего гонорара. Идеальный случай, конечно, когда это все совмещается. Сольного внесерийного романа в ближайших планах нет. Это слишком большая и кропотливая работа, и отвлекаться от сценариев не хотелось бы.
‒ В последнее время вы уклонились в сторону сценаристики. В каких проектах участвовали?
‒ Да вот буквально недавно, 3 января, на канале «Россия» была премьера нашей новогодней сказки «Вьюга». Нашей ‒ в смысле написанной вместе с моей женой Татьяной Глущенко. Мы с ней все сценарии пишем вместе, да и пару книг тоже написали. Также в начале года обещали премьеру второго сезона сериала «Обратная сторона Луны», а прямо сейчас снимается второй сезон сериала «Мажор» с Павлом Прилучным ‒ тоже наша работа. А вообще всякое приходилось писать, от «Обручального кольца» до «Солдат» и «Возвращения Мухтара». Сейчас в работе сериал для «России», плюс рассматриваем несколько предложений, тем более новый год ‒ новые проекты.
‒ Пробовали написать сценарий по собственным произведениям? Или как-то иначе продвинуть их в кинематограф?
‒ Пробовал, но фантастика и мистика ‒ жанры, у наших продюсеров малопопулярные. И снимать дорого, и зрителю всегда интереснее в этом плане американская продукция, которая, как ни крути, качеством выше… А нынче тем более кризис, лучше с такими предложениями вообще не подходить. Так что буду ждать и надеяться на лучшее.
‒ В российском кинематографе появляется все больше фантастических фильмов и сериалов. Спецэффекты уже радуют, чего нельзя сказать о сценариях. В большинстве случаев их можно укорить в шаблонности, алогичности. В России много желающих работать сценаристами, существуют школы, курсы для них. Почему все так плохо?
‒ Знаете, загадка для меня самого. Хотя по опыту ‒ сценарий часто приходится портить из-за удешевления съемок. Это видно даже по отечественным адаптациям зарубежных проектов ‒ «Иные», например. И тут ничего не поделать, продюсер считает, что ему виднее. А вот школы и курсы, которые сейчас растут, как грибы, скорее зло. Они платные, научить там чаще всего ничему толком не могут, только дипломы и сертификаты раздают. Так что нас, возможно, ждет нашествие плохих сценаристов, и радоваться тут нечему. Как в свое время наплодили никудышных экономистов и юристов, помните?
‒ Вы снялись в «Соловье-разбойнике». Как получилось, что писатель стал актером? Как вам новый опыт? Думаете развиваться в этом направлении?
‒ Роль у меня все же небольшая, так что актер я относительный, конечно. Да и попал туда случайно ‒ знакомый продюсер фильма спросил, не хочу ли я кого сыграть. Я, само собой, захотел, и уже почти забыл про это, когда он неожиданно позвонил и сказал: «Собирайся, завтра утром едешь на съемки в Кострому». Впечатления незабываемые, от интересных знакомств (с тем же Охлобыстиным) до самого процесса, хоть я и устал, как собака ‒ сцену снимали несколько часов, а я еще и постоянно в кадре курил сигару, в итоге выкурил целых три, а это ужас. Будет возможность ‒ обязательно сыграю еще кого-нибудь!
‒ Раньше вы состояли в рок-группах? Почему бросили музыку? Думали вернуться к ней?
‒ Неоднократно думал вернуться, у меня дома две хороших гитары, периодически беру в руки… Но чтобы серьезно заниматься, нужно найти единомышленников, репетиционную базу, ездить туда регулярно. А при моем сумбурном графике работы это сложно. Иной раз такой цейтнот случается, что из дому выйти в магазин некогда. Поэтому, увы, в ближайшее время точно ничего в этом направлении не получится.
‒ Недавно узнал, что вы еще и политолог. Если бы вам удалось выбить аудиенцию с президентом, о чем бы вы с ним говорили?
‒ Наверное, все-таки не о политике как таковой, а об отечественном кинематографе. Сейчас мне эта сфера ближе всего и я вижу, что и как там можно поправить на государственном уровне.
‒ Настоящий мужчина – это кто?
‒ Человек, рядом с которым могут себя спокойно и уверенно чувствовать его родные и близкие.
‒ Кем вы видите себя через десять лет?
Сценаристом и вижу. Мне очень нравится эта профессия, она постоянно будет востребована… К тому же я надеюсь, что и ситуация в нашем кино выправится, а значит, работать станет еще интереснее.
Алексей Карелин.