С января 2019 года Брянская область вместе со всей страной должна будет перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Однако полученные экологами МОО «Зеленый Фронт» данные показывают, что, несмотря на продолжающуюся в регионе уже около двух лет «мусорную» реформу, переход на новые рельсы в плане переработки и утилизации ТКО остается в ближайшей перспективе вряд ли реализуемым.
Нарастающий вал проблем с утилизацией отходов разных классов опасности побудил федеральные власти вплотную заняться «мусорным» вопросом. Введен ряд новых требований и ограничений. Контролировать выполнение новых правил по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с января будущего года будут региональные операторы.
На полигон в Большом Полпино, эксплуатируемом ОАО «Чистая Планета», поставляются твердые коммунальные отходы, образованные населением и предприятиями Брянска, Брянского, Карачевского и Навлинского муниципальных районов области с общей численностью населения около 550 тыс. человек. Иначе говоря, только на один полигон ТКО приходится практически половина региональной мусорной нагрузки. Мусоросортировочный комплекс в Большом Полпино рассчитан на 220 тысяч тонн отходов в год.
Между тем, как показывают данные мониторинга экоактивистов, почти 2/3 областных ТКО размещаются (захораниваются) на специальных объектах размещения отходов без предварительной обработки. Хотя приоритетными направлениями государственной политики в этой сфере уже законодательно утверждены следующие положения: максимальное использование сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса их опасности в источниках образования; обработка, утилизация и обезвреживание отходов.
Кроме того, мало кто знает, но с 1 января 2018 года захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, в принципе запрещено. Таких отходов Правительство России насчитало 67 видов: ломы металлов, ртутных и люминесцентных ламп, отходы элементов и ртутно-цинковых батарей и другие. С начала 2019 года список запрещённых к захоронению отходов, содержащих полезные элементы, серьезно пополнится: туда добавят отходы бумаги, картона, тару, принтеры и мониторы, батарейки и много чего еще.
Таким образом, весь объем твердых коммунальных отходов, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку (сортировку). Но проверить, как исполняется это требование закона, будет практически невозможно.
В Минприроды поясняют, что организации, использующие полигоны ТКО, должны готовить технические отчёты об обращении с отходами. Изучив эти документы, сотрудники Росприроднадзора должны будут установить, не происходило ли на полигоне захоронений запрещённых отходов. Ввести в заблуждение федеральных экспертов можно будет даже без прямого нарушения закона. Например, пресловутые ртутные лампы, относящиеся к 1 классу опасности, достаточно легко провести по документам, что называется в «общей куче», как «мусор из бытовых помещений несортированный».
Более того, как сообщили в адрес экоактивистов в официальном ответе сотрудники Росприроднадзора, такие комплексные виды отходов как «мусор из бытовых помещений несортированный» и прочие комплексные виды отходов не подпадают под запрет на захоронение, даже если в их составе есть запрещенные для захоронения полезные фракции.
Также территориальной схемой обращения с отходами, которая была разработана по заказу регионального департамента природных ресурсов и экологии два года назад, предусмотрено внедрение «промежуточных» станций перегрузки и сортировки ТКО. Их планируется размещать между мусорными полигонами и густонаселенными районами. В качестве альтернативы мусоросортировочным комплексам предусматривается установка модульных сортировочных линий мощностью до 40000 тонн в год. Предполагается, что сортировка отходов позволит выделить вторичные материальные ресурсы (полезные фракции) для переработки, сократить затраты на вывоз отходов на место их захоронения, а также продлить срок эксплуатации объектов размещения отходов. Однако предусмотренные на это в Схеме бюджетные деньги пока не выделялись, в недостаточном объеме они заложены и в перспективном трехлетнем региональном бюджете. Не потянет в одиночку столь огромные траты и региональный оператор.
Хромает сильно в регионе и сам процесс раздельного сбора отходов. Широко разрекламированная муниципальными властями Брянска программа, в рамках которой привлеченные транспортные компании «СпецАвтоПредприятие» и «СпецАвтоКом» установили во дворах многоэтажек и в частном жилом секторе областной столицы, города Сельцо и на территории Выгоничского района специальные контейнеры «с датчиками» для раздельного сбора мусора, оказалась полной фикцией.
Многие граждане с энтузиазмом стали сортировать на уровне своих домохозяйств образующиеся отходы, скрупулезно и педантично выбрасывали их в соответствующие отсеки современных контейнеров. Но как показали общественные выездные проверки экоактивистов, эти отходы доставлялись на полигоны ТКО в Дятьковском и Жирятинском районах, где безо всякого разбора сгружались.
Экологи пришли к выводу, что в Брянской области в нарушение законодательно утвержденного запрета на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, по-прежнему не осуществляется на региональном и муниципальном уровнях обработка (сортировка) большинства отходов перед их захоронением. А программа по раздельному сбору мусора не скоро еще заработает – как минимум, в полную силу. При этом фактически переложенные на бизнес будущие траты по установке мусоросортировочных и перегрузочных станций, модернизации существующих полигонов ТКО, скорее всего, обернутся ощутимым повышением тарифа на вывоз и утилизацию отходов. Его в Брянской области, как нам пояснили в региональном управлении государственного регулирования тарифов, должны утвердить уже к ноябрю. Впрочем, в «Чистой Планете» пообещали оптимизировать издержки, дабы уравновесить тариф на приемлемом для всех групп населения уровне, сделав его также единым для всех населенных пунктов. Не секрет, что сейчас разрыв по размерам мусорных тарифов в зависимости от транспортных компаний и муниципальных районов Брянщины может достигать трех — и даже четырехкратных величин.
Тем временем, в Брянске нарастает напряженность в связи с участившимися случаями несвоевременного вывоза мусора с придомовых территорий, зарастания контейнерных площадок горами мусора. Практически повсеместно не выполняются требования законодательства о раздельном сборе ртуть содержащих отходов.
Фото: МОО «Зеленый Фронт».