Россельхознадзор рассказал, почему крестьянская земля стала «золотой» и что делать с бывшими полями, которые превращаются в леса.
В агропромышленном комплексе наступил новый этап развития, когда во главу угла ставится вопрос введения неиспользуемых земель в оборот и, на этой основе, увеличение производства сельскохозяйственной продукции. Однако решается он не просто.
В 2019 году было введено в оборот около 50 тысяч гектаров земель. По данным специалистов надзорного органа, это скорее стало возможным благодаря самостоятельному расширению предприятиями аграрного бизнеса площадей своего севооборота, а также настойчивым контрольным и понуждающим действиям органов земельного надзора в отношении недобросовестных собственников.
В то же время правообладателями зарастающих земель являются не только частные лица и коммерческие структуры. Например, около четырех тысяч гектаров неиспользуемых земель принадлежат казне Брянской области. Более 120 тысяч гектаров, собственность на которые не разграничена, находятся в ведении муниципальных органов власти и также не используются. До сих пор значительные площади невостребованных гражданами долевых земельных паёв остаются не обращенными в собственность органов местного самоуправления, а значит, не имеют официального юридического статуса. В связи с этим невостребованные земельные доли не признаются субъектом земельного права и не участвуют в обороте, рассказали в региональном управлении Россельхознадзора.
В то же время невостребованные земельные доли граждан и неиспользуемые земли, находящиеся в собственности и ведении органов власти, в процессе расширения обрабатываемых земель практически не участвуют.
В сфере оборота и рационального использования земель нужна продуманная, взвешенная система мер по разрешению существующих ключевых проблем, считают в Россельхознадзоре. Необходимо учитывать местоположение, физическое состояние конкретных участков, состояние плодородия земель и использовать дифференцированный подход в вопросах ценовой политики.
— Ввести в оборот по приказу, да еще к назначенному сроку, давно запустевшие земли невозможно. Всегда следует помнить, что спешных, сиюминутных ура-кампаний земля не потерпит, — заявили в Россельхознадзоре. — За то время, что не обрабатывались, они заросли сорной, а то и древесно-кустарниковой растительностью. Новому владельцу, который пожелал бы их выкупить на торгах, предлагают заплатить за необработанную землю почти как за используемую плодородную пашню. А после этого ему необходимо потратить значительные средства, чтобы привести её в состояние, пригодное для возделывания культур. Вот и получается у крестьянина земля «золотая».
В ведомстве считают, что необходимо заинтересовать будущих собственников выгодными предложениями. Не поднимать цены на бросовые земли, а создать благоприятные условия путем введения продуманных преференций, стимулирующих землепользователя.
— Пока существующая практика не изменится, вряд ли можно будет рассчитывать на большое количество желающих участвовать в торгах по продаже закустаренных и залесённых земель, — резюмировали в ведомстве.- Поэтому все попытки продать изъятые земли новым пользователям в Брянской области провалились, и регион вынужден выкупать их за бюджетные средства в собственную казну, где они и пребывают до сего дня без всякой пользы.
Фото: zen.yandex.by.