Предполагают, что он был зарожден почти 200 лет назад. И сейчас, не сходя с места, лишь поворачивая голову, можно видеть десятки пород растений, в том числе экзотических – американские липы, канадские ели, лианы и катальпы, гледичии и караганы.
В Новозыбковском округе, в двух километрах от села Синий Колодец, есть замечательный памятник природы парк Любин хутор. В 19 веке это была усадьба, сейчас от построек почти ничего не осталось. Снимками нынешних видов парка в соцсети поделилась Юлия Пушная. Она часто бывает в тех местах, и рассказывает: «Побродить по еще угадываемым аллеям парка, вслушиваясь в шум вековых деревьев, у вас получится. Веймутова сосна, грецкий орех, канадская ель, кария белая. Сколько событий они видели, сколько поколений людей промелькнуло перед ними!».
Пока не найдено документов, раскрывающих время устройства усадьбы и закладки парка. Архитектура сохранившихся зданий говорит об их постройке во второй половине XIX века. Предполагают, что до постройки каменных зданий усадьба была деревянной и основана она давно. О том свидетельствуют, прежде всего, живые «паспорта» — старинные деревья парка и гигантские каштаны в аллеях парадного двора. Они посажены не позже первой трети 19 века.
Известно, что усадьба Любин хутор в начале 1900-х годов принадлежала Мухановым. Последний из них после революции 1905 года передал усадьбу во владение своему племяннику Волкову — одному из новозыбковских промышленников.
Любинский парк — дендрологический. Он возник в лесу и составляет с лесом неразрывное целое. В сосновый и частично смешанный лес введены посадки других видов деревьев и кустарников. Здесь много растений-экзотов – более 70 видов. Поэтому парк Хутора Любина считается дендрологической сокровищницей среди парков Брянского края. А еще его называют живым «университетом» для паркостроителя. Не сходя с места, лишь поворачивая голову, можно видеть десятки пород растений, в красивых сочетаниях.
С западной стороны господского дома располагалась Большая (Круглая) поляна, а вокруг нее – обширный парк (площадью более 15 гектаров), с пятью расходившимися в разные стороны лучами-аллеями. Окружение северного луча – «графской дороги», проложенной в сосновом лесу, состояло из мелколистной липы, черного тополя, дуба, белого клена, каштанов. Силуэт соседней аллеи создавали ели, березы, серые тополя, белая акация и лесной орех. Следующий луч уходил в смешанный лес, он был обозначен соснами, елями, осинами, ясенями, вязами, дубами. Юго-западная аллея была обсажена преимущественно лиственными деревьями. Белоствольные березы, белые тополя, клены остролистные, ивы, каштаны. Группами и поодиночке они украшали аллею, плавно перетекавшую в широкую дорогу в село Радонежское (современные Внуковичи). Южная аллея (продолжение «графской дороги» по другую сторону Большой поляны) прорисовывалась группами мощных елей, ясеня, желтой акации, боярышника, сосен и крупных берез.
«Апогеем парка была Большая поляна. На овальном холме, будто в хороводе замерли диковинные растения. Центральное место занимали американские липы. Их огромные листья были размером с человеческую голову. Рядом шелестели листвой с бархатной белой подкладкой тополя. В «ногах» у стоявших по соседству берез и елей раскинулись заросли шиповника и рябинника. Над кронами кленов возвышался единственный в парке пирамидальный дуб черешчатый. За ним в тени гигантских елей притаилась далекарлийская береза. Не сходя с места, лишь поворачивая голову, можно было полюбоваться на рощу белой акации в окружении ильма, белого клена, боярышника, на разлапистые ели, отделенные от земли пышным сверкающим покрывалом лоха серебристого, на липы, яворы и черные клены. А под ногами шелестел живой благоухающий ковер из барвинка, завезенного из Греции», — рассказала Юлия Пушная.
Фото: ВК, Юлия Пушная