Почти 20 лет в доме детского творчества Новозыбкова работает кружковое объединение «Театральная мозаика». Ребята от 8 до 17 лет постигают здесь азы театрального мастерства под руководством основателя и бессменного руководителя Ольги Богдановой. О том, как удается раскрыть талант в детях, чем живет «Театральная мозаика», как Ольга Вячеславовна уже в зрелом возрасте стала студенткой института культуры она рассказала в интервью.
— Ольга Вячеславовна, кружковое объединение «Театральная мозаика» Дома детского творчества, которым вы руководите, получило Гран-при на последнем «Славянском перекрестке». Скажите, стало ли для вас это событие неожиданным?
— Да, конечно. Это стало для меня неожиданностью, потому что свои спектакли не можешь же оценивать в полной мере. Спасибо нашим зрителям, жюри, он оценили наше творчество, нашу работу.
— А юные актеры как отреагировали на получение Гран-при?
— Они очень обрадовались. Целый день кричали: «Мы победители!», «Ура, у нас гран-при!». И на следующий день еще очень радовались.
— Раньше приходилось завоевывать призы на фестивале?
— Да. Два года назад мы тоже получили гран-при со спектаклем «Неужели меня нет».
— Почему для показа в этом году была выбрана постановка «Все мальчишки-дураки. Или и вот, однажды»?
— Когда каждый год ты ищешь, какой спектакль поставить, перечитываешь множество пьес. Наткнулась на этот спектакль, почитала, влюбилась в него, потому что он очень веселый, интересный, необычный, с какими-то невероятными приключениями, превращениями. Очень много детей задействовано, как раз для нашей студии. Детям очень понравился, а это — главное. Если детям понравилось — значит, работа состоится. Самая главная мысль этой пьесы — что взрослые должны вспомнить, как они были маленькими. Потому что взрослые вырастают, немножко забывают, что они любили пошалить, поиграть, повеселиться, похохотать.
— Ольга Вячеславовна, «Театральной мозаике» без малого 20 лет. Сколько ребят за это время прошли через вашу театральную школу, и может быть, кто-то связал с театром свою дальнейшую жизнь?
— Детей, конечно, много уже выпустилось. Но никто так и не связал свою жизнь именно с театром, не стал актером. Но многие дети, которые учатся в вузах, принимают активное участие или в КВН, или ведущие, или ходят в театральную студию. Не забывают это творчество. Четыре года назад у меня был выпуск, я их маленькими взяла совсем — первоклассников, и в 11-ом классе я их выпустила. Вот сейчас уже четыре года они отучились в вузах. Приезжают, звонят, встречаемся с ними. Благодарят за то, что получили какие-то знания, умения, навыки, которые им пригодились в жизни. Потому что театр раскрепощает человека, он дает ему какое-то общение с людьми свободное.
— Программа объединения рассчитана на ребят в возрасте от 8 до 17 лет. Расскажите о ваших «звездочках».
— Все дети хороши, все они интересные. Очень многогранны. Кто-то в одном лучше, кто-то в другом лучше, кто-то более активный, кто-то менее активный. Но они все любят это дело, с удовольствием ходят. Невозможно так сказать, что вот этот лучший, а этот худший. Они все молодцы, всех их люблю очень.
— Как удается в детях маленьких, которые приходят, раскрыть театральные таланты?
— При помощи различных упражнений, заданий, игр. Когда они маленькие, мы с ними просто играем. Им кажется, что они просто играют. На самом деле — это театральная игра, которая развивает их. А потом уже, конечно, проводятся различные упражнения на развитие речи, на развитие дыхания, артикуляции. Все это постепенно, конечно, ребенка развивает, и он понимает, что и как ему делать.
— Самое трудное, что в работе с детьми?
— Что ж такого трудного… Да мне кажется особо трудного такого ничего и нет. Наверно собрать их, удержать их, потому что самое важное, чтобы дети ходили постоянно, не разбежались.
— Скажите, кто изготавливает декорации для ваших постановок, костюмы?
— Сами изготавливаем. Денег особо не выделяется. Родители помогают. Попросишь — кто-нибудь откликнется. Соберут деньги, купят материал какой-нибудь, сошьем.
— За 20 лет работы через ваши руки прошло ни одно поколение ребят. По вашему мнению, чем отличаются те, первые дети, которые в 1997 году пришли, и те, которые приходят сейчас?
— Ничем они особо не отличаются. Такие же интересы. Только что в наше время появились компьютеры и телефоны. А что бы сказать, что дети стали хуже, или лучше — я не могу. Как тогда были дети умные, читающие и знающие, так и в это время. Есть всякие дети. Есть которые хотят учиться, есть которые не хотят учиться.
— Вы примерно представляете, кто какую роль может сыграть в спектакле?
— Я когда читаю спектакль, я уже сразу вижу, кто играет. Кто этот будет, кто тот, кто здесь.
— Вы ориентируетесь именно на характер ребенка? Или же все-таки актер должен уметь быть на сцене противоположным тому, что есть в жизни. В жизни спокойный ребенок, а вы ему даете роль «бунтаря».
— Было такое, конечно. Когда мы играли «Рыжую пьесу», у меня мальчик ходил, он такой был спокойный, очень спокойный. Но я думаю, сможет сыграть. А там надо было папу играть. Вот, и дала ему роль, и он такого папашу сыграл, даже не ожидала от него. Так он развернулся, по столу кулаком как стукнул, все поверили. А он там кричал: «Мяса хочу, мяса!» А его жена там пыталась накормить салатами одними.
— Ольга Вячеславовна, вы весьма успешно сами участвовали в постановках Новозыбковского народного театра во времена режиссера Игоря Пьяных. Ваше понимание роли актрисы тогда и сейчас как-то изменилось с годами?
— Да, конечно изменилось. Когда я пришла к Игорю Ивановичу вообще была еще «зеленая» совсем, ничего не понимала. Игорь Иванович очень хороший педагог. Он умел рассказать, объяснить, чтобы ты свою роль понял, что от тебя хотят. Ну и конечно, со временем, ты накапливаешь опыт, ты уже знаешь, как, что. И конечно по сравнению как я пришла и сейчас это, естественно, небо и земля.
— Вы сейчас скучаете по сцене?
— Ну конечно. Хочется играть. Потому что столько времени, 10 лет я ходила в театр.
Сейчас я учусь в Орловском институте культуры и искусства. Последняя моя роль была там, мы играли спектакль «Из бездны взываю». Там рассказывалось о матери, которая вернулась в военное время на пепелище своего дома. Она хотела увидеть в последний раз место, где она живет, где похоронили ее детей. Она находит могилу своих детей и на этой могиле она умирает. Я играла мать.
— Расскажите, как поступали в институт?
— Творческий конкурс был: читала стихи, басни, прозу, пела песни. Страшно было, очень сильно боялась, переживала. Там такие молоденькие девочки поступали, парни. И тут я. Но ничего, понравилась. В комиссии сказали: «Молодец, хорошо. Мы тебя берем».
А теперь пригласили в наш народный театр режиссером. Не знаю, пойду, попробую.
— Если возглавите театр, как вы видите его дальнейшее развитие. Будете опираться на опыт Игоря Пьяных?
— Конечно, на опыт буду опираться. Потому что у меня перед глазами он стоит. Сколько времени мы провели вместе, сколько спектаклей поставили, сколько праздников различных.
— Планы на ближайшее будущее и на перспективу?
— Перспектива — это, конечно, закончить институт, защитить диплом. Это самое главное. Потому что пятый курс это уже, заключительный. Ну и конечно работать, набирать детей, и попробовать себя, может быть, в качестве режиссера народного театра.
— Спасибо Вам большое. Успехов Вам во всех начинаниях!
Беседовала Светлана Бухарова
Фото и видео: ИА «Брянск новости».