Знакомьтесь, Татьяна Костоглотова (на фото) – мать шестерых детей, награждена Почётным знаком Брянской области «Материнская слава», член Брянского регионального отделения общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация».
‒ Татьяна, в наше время многие боятся завести даже одного ребенка. У вас их шестеро, причем трое неродные. Как это случилось?
‒ Когда мы жили в Калужской области, мы с мужем ходили в детские дома как миссионеры баптистской церкви. Из США присылали гуманитарную помощь, эти подарки мы и передавали детям. В одном приюте для глухих к нам привязались девочка с мальчиком, слышащие, но слабоговорящие. Юля и Сережа. Тогда я оказалась неготова, чтобы принять чужих детей. Молодая совсем была, боялась, что подарю ласку приемным, а на своих не хватит. Потом мы переехали в Брянск, Оле два года было, близнецам около трех месяцев. Здесь мы продолжили помогать детям, но уже не по интернатам ходить. Помогаем адресно. Как-то по Интернету нашли девочку, которую бросила мама. Думали удочерить, но долго присматривались к ней. В результате, нас опередили другие. Первым же приемным ребенком стала Вера. Потом сообща решили взять Симеона: и дети хотели братика, и я – сына. И Веру, и Симеона взяли еще в грудном возрасте, поэтому они не знают, что приемные. Позже расскажем, конечно, но сейчас, считаем, еще рано.
‒ Их родители не пытались связаться с вами?
‒ Нет. Мать Веры я знаю, но ей дочь не нужна. Девочка была у нее уже четвертым ребенком. До этого родила двойню. Один ребенок умер, другого усыновили. Родителей же Симеона не видела.
‒ Расскажите о старшем сыне Антоне.
‒ Антон часто приходил в церковь на чаепитие, в воскресную школу для детей. Ему нравилась теплая, дружественная атмосфера, сладким угощали. Потом он пропал из виду. Мать умерла, когда ему было лет десять. Он и его двое братьев – все от разных отцов. Антон жил с бабушкой, которая любила выпить. Денег особо не водилось, скопились долги по жилищу. Антон забросил учебу, три года толком не учился, начал водиться с плохими компаниями, татуировку набил на руке. Я работала председателем родительского комитета в школе, где учился Антон. Однажды мы собрались проверить, в каких условиях живет мальчик. Нередко бывает, когда неуспеваемость ребенка связана с проблемами в семье. Когда пришли к нему домой, то ужаснулись. Стали помогать ему: покормим, одежду какую купим. Полгода назад его отца лишили родительских прав, и мы оформили опеку. Усыновлять не стали, потому что для Антона опека выгоднее. Там и льготы при поступлении, государственная денежная помощь. К нам пришел – весил 75 килограмм, уезжал – 95. Здоровый парень, гиревик. Сейчас в Кстове в техникуме учится, будет участвовать в отборочном туре в Калуге по гиревому спорту. Если пройдет, выйдет на всероссийский уровень. Нас соседи отговаривали: куда вы берете нищету эту, из неблагополучной семьи? А теперь он на нефтяника учится, спортом занимается.
‒ Планируете заводить еще детей?
‒ Возможно. Смотрели как-то фильм «Оптом дешевле», там в семье 12 детей. Я было загорелась, но дочь говорит, что я планку сильно завысила. Скоро думаем в Кстово переехать, квартиру продали и купили там небольшой двухэтажный домик. Быть может, там в семье прибавится.
‒ Почему решили переехать?
‒ Там учится Антон, а скоро и Саша с Павлом туда поступят. Их же надо контролировать. Вроде и большие уже, а присмотр все еще необходим.
‒ Какие качества, по-вашему, надо воспитывать у детей в первую очередь?
‒ Дети должны почитать отца и мать, помогать им, слушаться. Хорошие родители плохого не посоветуют. Это алкоголикам все равно. Важно поддерживать друг друга. Семья должна строиться на прочном фундаменте. Сейчас много разводов, даже венчание в церкви не помогает. В нашей семье к этому относятся иначе. Что Бог сочетал, человек не разлучит.
‒ У вас в семье все верующие?
‒ Да, мы ходим в церковь, читаем Библию. Сейчас люди думают, что могут без Бога решить все дела. Это не так. Порой необходимо свои проблемы озвучить Ему. Никого из детей мы не заставляли обращаться в религию, они сами проявили интерес. Оля недавно приняла крещение. У нас, баптистов, принято креститься в 18, в возрасте, когда ты можешь сам, осознано принимать решения.
‒ Вы сказали, что надо слушаться родителей. Но всегда ли? Если у ребенка талант к рисованию, стоит ли заставлять его учиться на высокооплачиваемого бухгалтера?
‒ У родителей больше опыта, им лучше знать. Антон хотел пойти в МЧС работать, отговорили, ведь с такой работой сложно прокормить семью. Потом Антон хотел учиться на физрука, что немногим лучше. У нас есть знакомый в нефтяной отрасли, он нас и навел на мысль, а мы объяснили Антону, что работать в данной сфере перспективно и доходно. Поначалу Антон не понимал, куда он попал и зачем ему черчение, физика и прочие предметы. Теперь же увлечен и благодарен нам за то, что направили. Оля думала фельдшером стать, но для этого надо 11 классов. А я боюсь, наши ЕГЭ не потянут, да и дорого сейчас высшее образование, а на бюджет – большой конкурс. Отец сказал, иди на фармацевта. Оля уже три года учится, не жалуется. Близнецы хотят бизнесом заняться. Думают, у папы получается, и у них выйдет. Но бизнес сегодня есть, а завтра нет. Либо выплывешь, либо потонешь. Решили, пойдут по стопам Антона.
‒ Как думаете, обязательно ли иметь высшее образование?
‒ Мы даем техникум. Если у детей будет потом желание получить высшее ‒ пожалуйста, пусть работают и учатся. У нас знакомая получила красный диплом, а сидит дома, не может работу найти. Вот Антону до армии осталось полтора года. 11 классов закончил бы и ушел. А так успеет специальность получить в техникуме.
‒ Считаете, служба в армии – долг каждого мужчины?
‒ Муж у меня служил, а сыновья говорит так: отучитесь, а потом пойдете, где Родине будете нужнее (смеется).
‒ Как многодетная мать вы соприкасаетесь со школой на протяжении долгих лет? Как оцениваете наше образование?
‒ Когда старшие учились, у нас были взносы поменьше (смеется). Если говорить о качестве образования, то все зависит от ребенка, от его желания. Если быть ребенку умным, хоть ЕГЭ, хоть что, он все сдаст.
‒ Ощутима ли поддержка государства многодетным семьям?
‒ Ощутима: 250 рублей детскими. Ну, льгота 700-1500 рублей в зависимости от коммуналки. Правда, четыре года назад, если не больше, с помощью правительства получили квартиру в Карачевском районе, 69 квадратов. Сейчас же там такие очереди… Дети уже вырастут, пока дойдет, и семья лишится статуса многодетной. С земельными участками та же история. Еще и дают там, где Макар телят не пас. Ни света, ни газа. К тому же кредит все равно брать надо, государство оплачивает лишь часть стоимости. Однако хорошо, что есть хоть какая-то помощь.
‒ Видел семейную фотографию с «Кросса нации». Часто принимаете участие в подобных мероприятиях?
‒ Нет, нас тогда городская администрация пригласила. Всей семьей бежали. В «Параде колясок» участвовала, в благотворительном фестивале «Осенняя шарлотка». А так в основном семьям помогаю в рамках мероприятий «Национальной родительской ассоциации». Бывает, и дети помогают. Как-то с волонтерами дежурила в больнице около маленькой девочки из Клинцов. У нее была волчья пасть, делали операцию, и ребенок не мог не есть, ни говорить. Кормили с ложечки. Я дежурила днем, ночью – Оля. Дети у меня вообще активные. Оля и близнецы Саша и Паша учились игре на фортепиано. Мальчики еще на гитаре умеют, по Интернету уроки смотрели. Участвовали и в соревнования по шашкам, и в танцах, и гири тягали. Я уже говорю учителям: «Не берите никуда их, девятый класс, пусть к экзаменам готовятся». Саша серьезно гиревым спортом занимается, 24 поднимает. Павел еще в поисках себя. В Интернете пробуют зарабатывать, у них там свой видеоблог о мотоциклах. А еще мы завели двух померанских шпицев, думаем, разводить (улыбается).
Фото: из личного архива семьи.
Алексей Карелин.