Фотографиями и удивительной историей поделились специалисты Брянского краеведческого музея.
В городе Севске существовала таможня и кружечный (кабацкий) двор, где заседал особый голова. Об этом свидетельствовал серебряный ковш, хранящийся в ризнице Свято-Троицкого женского монастыря (ныне мужской).
На нем по краю была надпись: «Сидел в Севску в таможни и на кружечном дворе головою гостиной сотни Андрей Елфимов сын Михеев …».
Ковш был подарен Петром I голове «таможней и кружечных сборов» за усердие по доставлению им в царскую казну «прибора», т.е. лишнего сбора.
В этом же монастыре хранился еще один ковш, по краю которого была надпись, выполненная уставом: «Пожаловал сим ковшем кормового дворца повара Тимофея Ивановасы на Темного за его радение и за прибор, что он будучи Переяславля Залескаго уезда в Новолександровой слободе в таможне и на кружечном дворе у збору в 1698 и 1699 годах великого государя денежные казны головою и против настоящего году учинил прибор немалый».
Внутри ковшей на дне в кругу был изображен выпуклый государственный герб с тремя коронами вверху. На ручках – их высота три вершка – также государственный герб, причем на одном резьба была плоская, с изображением трёх корон, а на другом резьба выпуклая, с одной короной.
С наружной стороны на обоих ковшах были выполнены четыре плоских резных круга с надписью: ««Божией милостью Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».
Возникает вопрос: как эти ковши попали в монастырь?
Ответ был помещен на одном из ковшей: «Сий ковш подан севским однодворцем Гаврилою Матвеевым сыном Филатовым в Троицкой севский девичий монастырь 1793 году 10 июля».
Скорее всего, второй ковш тоже был пожертвован каким-нибудь дарителем, имя которого, увы, не сохранилось для потомства, предполагают в музее.