О такой идее рассказал в ходе интернет-интервью, проведенного ИА «ГАРАНТ», главный судебный пристав России Артур Парфенчиков. «Мы всегда были сторонниками возврата к этой схеме. Этот вопрос активно обсуждается на различных площадках, в том числе и на уровне законодателя. Когда у пристава есть материальная заинтересованность, наверно, у него появляются и дополнительные внутренние мотивы для надлежащего ведения исполнительного производства, в связи с чем снижается необходимость жесткого контроля над ним. Выиграют все – и взыскатель, и пристав, и бюджет», – обозначил свою позицию директор ФССП России.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
Информацию о наличии или отсутствии исполнительных производств в отношении конкретного гражданина или организации можно получить с помощью информационной системы «Банк данных исполнительных производств» на официальном сайте ФССП России. Сервис также позволяет оплатить задолженность в онлайн-режиме. Кроме того, банк данных исполнительных производств реализован и в качестве приложения для мобильных устройств, использующих операционные системы Android, iOS и Windows Phone. Скачать его можно бесплатно в соответствующем магазине приложений. Приложение «ФССП» позволяет получить сведения о наличии задолженности конкретного должника и оплатить ее, а также подписаться на информирование об актуализации данных. В случае оформления подписки (можно подписаться не более чем на пять человек или организаций) приложение будет уведомлять подписчика о появлении новой задолженности или об изменении сведений об уже имеющейся.
Практика дополнительного материального стимулирования приставов существовала как до революции и в советский период, так и в современной России. Так, ранее за своевременное исполнение исполнительного документа судебный пристав мог рассчитывать на вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 МРОТ, а по исполнительному документу неимущественного характера – не более 5 МРОТ (ст. 89 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», утратил силу). А если исполнительный документ был исполнен только частично, но это произошло по не зависящим от пристава причинам, ему выплачивалась премия пропорционально взысканной сумме. Однако с 1 января 2005 года такое премирование приставов было упразднено в связи с реформированием бюджетной системы.
Предполагается, что в случае возврата к такой схеме размер премии будет исчисляться в зависимости не от взысканной приставом суммы или стоимости имущества должника, а от размера исполнительского сбора. Напомни, сегодня, в случае если должник отказался погасить задолженность по исполнительному документу, с него взимается дополнительный исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (но не менее 1 тыс. руб. для должника-гражданина или ИП и не менее 10 тыс. руб. для должника-организации), который удерживается в пользу государства (ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Институт выплаты судебным приставам-исполнителям вознаграждения за качественное и своевременное исполнение судебных постановлений существует в ряде иностранных государств, например в ФРГ, Финляндии, Италии, некоторых странах СНГ. По словам Артура Парфенчикова, интересным является опыт Республики Беларусь, которая ввела подобную практику в 2014 году. Так, с этого момента количество взысканных исполнительских сборов возросло в пять раз. Кроме того, снизились коррупционные проявления и текучесть кадров.
Источник: ГАРАНТ.РУ.