Семирублевый обед брянских школьников, прогремевший на всю Россию, стал темой круглого стола Общероссийского Народного Фронта вечером 17 февраля.
Мероприятие собрало аншлаг. Некоторым присутствующим даже не хватило сидячих мест, что лишний раз доказывает: тема встречи задела общество за живое.
На круглом столе прозвучала мысль, что ничего страшного не произошло, родители и дети с пониманием отнеслись к сокращению субсидий, а в том, что проблема вышла на федеральный уровень, виноваты исключительно жадные до негатива СМИ.
Однако, становится все очевидней: проблема, с которой пришлось столкнуться, намного глубже и сложнее, чем можно себе представить, и спор идет не только о семи рублях.
Несмотря на насыщенную программу выступлений, затянувшихся на два часа, прийти к консенсусу выступавшие так и не сумели. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: чиновники уверяют, что решение о сокращении субсидий на школьное питание в областном центре далось им с трудом, и бравируют тем, что субсидии вообще удалось сохранить, пусть и в сильно урезанном виде, да и то – для детей из обеспеченных семей. При этом бюджетные траты на выходцев из многодетных или малообеспеченных семей остались на прошлом уровне: 27 рублей в сутки, из которых 10 рублей выделяет область, и 17 – город. При этом, чиновники уверяют, что в кризис качество питания никак не снизилось, несмотря на обесценивание рубля.
Полноценный школьный обед сейчас стоит 42 рубля. То есть, родителям предлагается доплачивать в день 35 рублей на питание своих чад (то есть, в сумме выходит порядка 900-1000 рублей в месяц). Следовательно – заключают чиновники – те самые семь рублей превращаются в 16-процентную скидку для родителей. С этого ракурса семь рублей кажутся вполне весомой суммой.
Впрочем, не все родители готовы платить. И вопрос выходит в иную плоскость: кто же обязан кормить школьников? Разумеется, снимать ответственность с родительских плеч никак нельзя – крайнюю степень безучастного отношения, например, продемонстрировали родители брянских «маугли», недавно, к слову, осужденные – однако не стоит забывать и о социальных обязанностях государства, заинтересованного в здоровье собственных граждан.
Присутствовавший на круглом столе Сергей Фетисов, главврач детской городской больницы №2 предложил в первую очередь разобраться с целями школьного питания: «Если мы хотим вырастить здоровых потомков, то надо давать им питание, если мы собрались просто кормить детей, то, наверное — семь рублей». Он также выдвинул предположение, что нынешняя убыль населения в регионе не в последнюю очередь связана именно с недостаточным питанием в школах, вспомнив далекие времена, когда вчерашних выпускников специально откармливали перед армией. В итоге, если 30 лет тому назад у школьников не было язв и гастритов, то в наши дни это уже никого не удивляющая реальность. Обычно в сложившейся ситуации – и небезосновательно – винят обилие вредной пищи (в частности, газировки и чипсов), столь любимой подрастающим поколением. В то же самое время, проблему школьного питания традиционно не учитывают, хотя именно в школах дети проводят большую часть своего дня.
Здесь мнения чиновников разделяются. Одни уверены, что школьники буквально обожают то, чем их кормят на переменах – в столовых они, якобы, питаются лучше, чем дома. Стоит сделать оговорку, что в данном случае подразумеваются школы с собственным пищеблоком (их в областном центре 16), где стоимость питания ниже, а качество пищи – выше. Но далеко не все школы могут похвастаться такой роскошью – и таковых большинство.
Здесь вступают оппоненты. Дарья Романина, член президиума Брянского областного отделения Общероссийской общественной организации «Национальная родительская организация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», а также Татьяна Самойленко, заместить начальника отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области. Обе сходятся во мнении: питание в школах, несмотря на все позитивные перемены последних лет (в 2008 году город принял участие в Федеральной программе по модернизации пищеблоков), страдает от нехватки качества, дети отказываются есть. На фоне финансовой стороны вопроса, этот аспект ускользает от мнения многих. Очевидно, что затраченные на некачественное питание средства, каких бы размеров они не были – это средства, потраченные впустую. Дети отказываются есть неаппетитную холодную и неэстетично выглядящую пищу, в результате чего «полноценные» обеды – а вместе с ними и бюджетные средства – в буквальном смысле отправляются в отходы.
— Если родители, у которых есть возможность оплачивать питание своих детей, не делают этого, значит, им не нравится качество питания. — рассуждает Татьяна Самойленко.
И это тоже закономерно. Зачастую к торгам на обеспечение питанием школ допускаются организации, не имевшие прежде отношения к общепиту. Эксперты уверяют, что проблема эта временная, необходимо подождать, пока сформируется молодой пока еще рынок.
Стоит отметить, что поставщик забирает себе треть всей стоимости школьного обеда. То есть, из 42 рублей, ребенок получает еды примерно на 30 рублей. И не факт, что даже эта небольшая сумма будет израсходована с умом. Механизмов воздействия на поставщиков до сих пор не разработано. Участники круглого стола выдвинули несколько идей, как разрешить сложившуюся проблему.
Во-первых, предложено увеличить нагрузку на те самые 16 школ, имеющих собственные пищеблоки, заставив их обеспечивать качественным и сравнительно дешевым питанием остальные учебные заведения. Минусы предложения очевидны: повара рискуют не справиться с возросшей нагрузкой, а удерживать и мотивировать их на местах придется повышением зарплаты. Вновь даст знать о себе и нехватка молодых кадров.
Во-вторых, и такая точка зрения на данный момент кажется наиболее продуктивной: привлечь к проблеме местных производителей, которые могли бы гарантировать качество продукции и низкую цену в обмен на льготы. Для этого, впрочем, необходимо будет прописать нормативно-правовую базу.
Во всяком случае, уже сейчас очевидно, что спустить проблему на «тормозах» у брянских властей не получится – история получила неожиданно громкую огласку, обнажив сразу ряд системных проблем и очевидных недостатков «оптимизации», лишний раз доказав, что просто сэкономить абстрактные суммы бюджетных средств мало, нужно еще и эффективно освоить остаток суммы.
Вместе с тем, прийти к единому мнению у чиновников и общества получится не сразу – если вообще получится. Финансовый кризис накладывает внушительный отпечаток на проблему – особенно в традиционно небогатой Брянщине, годами живущей в долг. С другой стороны, даже действуя в столь сложных условиях, власти по долгу службы обязаны решать возникающие перед обществом вопросы. Для сравнения в столь критикуемые ныне «бедные» девяностые годы прошлого столетия родители не доплачивали за школьные обеды (весьма достойные) ни копейки.
Фото: ИА «Брянск новости».
Госпожа татьяна с маленькой буквы ВОЗЬМИТЕ меня замом или подручным в вашем департаменте .