Сотрудница Брянского госархива, историк Екатерина Деревянко (на фото) оказалась на грани увольнения из-за научной статьи о пособниках немецких оккупантов. Претензии предъявили несмотря на то, что работа основана на исторических документах. Деревянко упрекают в том, что она пишет об антигероях вместо того, чтобы заниматься, к примеру, знаменитыми брянскими партизанами.
Научная статья о Локотском округе, за подписью историка Екатерины Деревянко, а не работника Госархива, была опубликована в 2016 году.
«Статья написана на основании документов Локотского самоуправления, в которых сами коллаборационисты описывали свою деятельность. Конечно, в этих текстах не могло быть самобичевания, самокритики. Они же писали о себе. Моя роль в том, что я эти документы ввожу в научный оборот, но я ни в коем случае не поддерживаю изложенные там идеи. Да, Локотской округ был одним из самых больших административных образований коллаборантов. Там проживало около полумиллиона человек — по существу, это предатели. И я задаюсь вопросом: как это произошло? Где корень зла? А моя статья — это лишь один из элементов огромной мозаики, который открывает взгляд на происходившее по ту сторону фронта. Конечно, этот элемент необходимо правильно разместить в общей картине. Этим может заняться кто угодно, ведь статья в открытом доступе. Она сугубо научная. Я в статье не пытаюсь проводить параллелей, где было лучше, а где хуже. Не пытаюсь обелить коллаборантов. Просто размышляю над причинами. Эти люди — предатели и убийцы. Это люди, которые поддержали оккупантов. Они не только экономическую и культурную жизнь восстанавливали в округе, а проводили в жизнь репрессивную политику. Об этом также есть документы. Если мы в них заглянем, то увидим, что только в поселке Брасово сожжено и расстреляно почти шесть тысяч человек. Как же нам относиться к коллаборантам? Вариантов нет», — рассказала историк в интервью «Ленте.ру».
В нынешнем году в архив пришел запрос от Музея Победы(на Поклонной горе в Москве). Они постоянно меняют экспозицию и попросили пополнить ее новыми документами. Екатерина предложила свою статью — уже как работник госархива. Все материалы прошли рецензирование. Статья пошла в музей с визой департамента культуры. И вдруг возникли претензии.
Через директора Екатерина Деревянко узнала, что некий академик написал разгромное письмо по поводу ее статьи, чуть ли она сама — коллаборант. Еще автору передали претензию, что она пишет об антигероях вместо того, чтобы писать о героях. Но письма от академика Елене не показали и его имени не назвали. Хотя, отмечает историк: «Было бы интересно поговорить с ним, понять, в чем конкретно заключаются его претензии, подискутировать в переписке. Ведь так принято в научной среде уже многие века».
Сама Екатерина не считает изложенное в статье истиной в последней инстанции:
«К статье можно придраться. Можно поднять вопрос о том, почему я не включила вот это и это. Готова доработать материал, если получу к тому разумные доводы. Но никакой конкретики нет. У меня даже есть мнение, что никакого письма от академика нет, а просто кто-то из областной администрации на меня ополчился» — говорит историк-архивист. — Сначала мне сказали, что необходимо переписать статью. Потребовали добавить туда акты ЧГК (Чрезвычайной государственной комиссии), чтобы мы могли аргументированно сказать начальству, что не поддерживаем предателей. Я согласилась, статью переписала. Но чиновники на этом не успокоились. Департамент потребовал меня наказать, а именно — перевести из Госархива в Центр документации новейшей истории Брянской области бывший партийный архив. Пусть, мол, она идет туда и пишет о героях-партизанах.
Я уже была готова и на это согласиться, но начальство и этим не удовлетворилось. Решили от меня избавиться и тихонько уволить «по собственному желанию». Вот здесь я возмутилась, так как не считаю себя виноватой.
Я занимаюсь наукой и имею право на мнение. У нас вообще-то свобода слова. И, опять же, я не настаивала на необходимости направить статью в музей. Департамент на стадии рецензирования мог ее остановить, но не сделал этого. А зачем тогда нужен этот фильтр? Почему они не возьмут ответственность за поставленную подпись?
Неприятно, что этот скандал наложился на основную тему, которой я занимаюсь, — историю Холокоста. Наша область в этом плане впереди планеты всей. Мы открыли «Аллею праведников» на набережной в центре города, и выставка у нас была «Дорогами памяти» — единственная и уникальная для России после Центра толерантности. Выставка эта посвящена Холокосту и оккупационному режиму на Брянщине.
Теперь мы хотим открыть музей Холокоста. Я как раз над этим сейчас работаю. Другими словами, планов много, и получается, что всей этой моей деятельности перекрываются ходы.
Но я до сих пор не знаю, кто именно настаивает на моем увольнении, кому именно так сильно не понравилась моя статья», — недоумевает Екатерина Деревянко.
Фото: lenta.ru.
Вероятно, научная работа не понравилась, тому, кто не в состоянии сам родить ничего путного, но исторические факты нужно уважать. А что по этому факту думают научный мир, почему молчат историки России, и политики. Жизнь замерла, или наука в России умирает? Не приглядный факт.
Думается, бой за правду историческую еще не закончен. Горжусь тем, что одним из первых поднял голос в защиту Ученого