На заводе имени Молотова в Нижнем Новгороде, ныне Горьковский автомобильный завод, 29 января 1932 года с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА, известный как «полуторка». Напомним, в Брянске в честь подвига воинов-водителей на 112-м километре автодороги Орел-Брянск-Витебск в живописном месте в урочище «Осиновая горка» воздвигнут памятник (на фото справа). Именно этот грузовик выдержал тяготы Великой Отечественной войны. Полуторка, знакомая каждому мальчишке по фильмам и книгам, стала таким же символом войны, как танк Т-34, «Катюша» и трехлинейка.
Он был создан на базе американского «Форда-АА». Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 3285 см3, четырёхступенчатой коробкой передач и мог развить мощность в 42 лошадиных силы. Кабина изготавливалась из дерева и прессованного картона. Грузовик обладал высокой проходимостью по грунтовым дорогам, а по шоссе мог развивать скорость до 70 км/ч.
Этой простой и надежной машине суждено было пройти все героические испытания, выпавшие на долю советских людей. Автомобиль отличился упорным трудом в годы первых пятилеток, а затем на восстановлении народного хозяйства и разрушенных городов после Победы.
Источник: Брянский Краеведческий музей