Энтузиазм и рвение студентов к учебе растут, тогда как возможности трудоустройства по окончании вуза снижаются — таковы результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), приуроченного к Дню студента.
В последние несколько лет все больше россиян говорят об улучшении отношения студентов к учебе: с 19% в 2013 г. до 37% в 2017 г. (среди тех, у кого в семье есть студенты, — 47%), при этом доля тех, кто придерживается обратного мнения, колеблется в узких пределах 26-29% (в 2017 г. – 28%). По вопросу о том, повысился или понизился уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, мнения наших сограждан разделились: 30% придерживаются первой позиции, 32% — второй, еще 25% не видят значимых изменений.
Возможностей для трудоустройства недавних выпускников, по оценкам россиян, скорее становится меньше. Так, почти половина респондентов (47%) считает, что ухудшается ситуация с трудоустройством выпускников по полученной специальности (об улучшении говорят 13%), еще 40% полагают, что вчерашним студентам все сложнее найти высокооплачиваемое место работы (противоположного мнения сегодня придерживаются 11% — с 18% в 2013 г.).
Совмещение учебы с работой с годами становится в нашем обществе все более привычным: так, если в 2006 г. положительно относились к этому 67%, то в 2017 г. – уже 79%. Неодобрение высказывают сегодня 18% (против 24% ранее).
По вопросу о полноценности четырехлетнего образования консенсуса в обществе нет: одни (42%) считают этот срок вполне достаточным для трудоустройства в дальнейшем практически в любую отрасль, другие же (47%) с этим не согласны.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-22 января 2017 г. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов.
В 2006-2015 гг. были проведены квартирные опросы.
Как, по-Вашему, меняется ситуация в студенчестве в следующих аспектах?
(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %) |
|||||
Ситуация меняется скорее в лучшую сторону | Ситуация меняется скорее в худшую сторону | Ничего не меняется | Затрудняюсь ответить | ||
В отношении студентов к учебе, их стремлении получать знания | 2017 г. | 37 | 28 | 21 | 14 |
2015 г. | 30 | 26 | 23 | 21 | |
2013 г. | 19 | 29 | 32 | 20 | |
В уровне профессиональной подготовки выпускников | 2017 г. | 30 | 32 | 25 | 13 |
2015 г. | 29 | 28 | 21 | 22 | |
2013 г. | 16 | 31 | 33 | 20 | |
С возможностями для выпускников устроиться на работу по специальности | 2017 г. | 13 | 47 | 31 | 9 |
2015 г. | 18 | 40 | 23 | 19 | |
2013 г. | 10 | 44 | 30 | 16 | |
С возможностями для молодых специалистов получить высокооплачиваемую работу | 2017 г. | 11 | 40 | 40 | 9 |
2015 г. | 18 | 40 | 23 | 19 | |
2013 г. | 8 | 45 | 32 | 15 |
Как Вы относитесь к тому, что сегодня многие студенты высших учебных заведений совмещают учебу с работой? (закрытый вопрос, один ответ, %) | |||
2006 г. | 2017 г. | ||
Безусловно, положительно | 33 | 29 | |
Скорее, положительно | 34 | 50 | |
Скорее, отрицательно | 16 | 11 | |
Безусловно, отрицательно | 8 | 7 | |
Затрудняюсь ответить | 9 | 3 |
Раньше наши студенты учились пять лет, теперь учатся четыре года, а желающие – и все шесть лет. По Вашему мнению, обучаясь четыре года, студенты получают полноценное образование и могут после этого работать в большинстве отраслей экономики или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %) | ||||||
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Получают полноценное образование и могут после этого работать в большинстве отраслей экономики | 42 | 59 | 45 | 41 | 40 | 36 |
Не получают полноценное образование и не могут после этого работать в большинстве отраслей экономики | 47 | 38 | 47 | 51 | 48 | 47 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 3 | 8 | 8 | 12 | 17 |