Визит российского императора Николая IIв Бежицу состоялся 20 апреля 1915 года и был четвертым по счету посещением Брянска представителями императорского дома.
Государь сам пожелал включить в свой маршрут Бежицу: собирался посетить Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод (ныне Брянский машиностроительный завод), где выполнялся государственный военный заказ. Об этой исторической странице сегодня землякам напомнили в правительстве Брянской области.
В конце XIX — начале XX века слава Брянского завода гремела на всю Россию — это был промышленный гигант и лидер по металлопрокату в Российской империи. Его продукцию хорошо знали и ценили не только у нас в России, но и за рубежом. Паровозы, пароходы, вагоны, электропоезда, станки, подъемные краны, пушки, снаряды, боеприпасы, палубная броня, мосты, рельсы, гвозди, цепи, плуги и всевозможные сельскохозяйственные орудия, металлические конструкции любой сложности, снегоуборочная техника, кирпичи, и даже колокола — вот неполный перечень того, что производил Брянский завод. Высокий уровень квалификации рабочих и служащих, грамотный инженерный и руководящий состав, высокий и стабильный заработок, полное социальное обеспечение, жилье, питание, лечение, образование, отдых, невыразимо высокий культурный и духовный уровень — все это способствовало тому, что к моменту высочайшего визита Бежица давно и по праву считалась образцовым рабочим поселком.
Осмотр Брянского рельсопрокатного завода начался с посещения сталелитейного отделения, где были показаны выпуск горячей стали из мартеновской печи и разливка ее из ковша в формы. Николай II посетил прессовый отдел и молотовую мастерскую, а затем на специальном заводском поезде объехал основные цеха предприятия, осмотрел работу электрической станции, снабжавшей электроэнергией не только завод, но и всю Бежицу. Тысячи рабочих восторженно встречали государя, который часто останавливался, беседовал с мастерами, подходил к станкам, рабочим и постоянно повторял: «Великое спасибо вам за работу. Я очень рад быть у вас на заводе». Он особо отметил ведение дела исключительно русскими людьми и русскими средствами. Порадовало и то обстоятельство, что почти все крупные станки — производства самого Брянского завода.
Император проехал на автомобиле по Бежице и посетил два дома на Мценской улице, побывал на выставке лучших достижений Брянского завода и в музее, где ему преподнесли модели бронированной крепостной башни, двух плугов и бороны с просьбой передать их цесаревичу Алексею. Здесь же Николай II приобрел для своего личного гаража токарный станок, созданный руками воспитанников заводского ремесленного училища, и оставил запись в Книге почетных посетителей завода. Государь щедро раздавал подарки, которые хранились потом в рабочих семьях не одно десятилетие.
«Видел много интересного и для себя поучительного. С трех часов продолжал осмотр мастерских и прекрасно устроенной выставки. Заехал в 2 дома рабочих, больницу, хлебопекарню и лазарет на 500 раненых. В 6.20 уехал обратно в Орел, очень довольный всем виденным», — написал в своих воспоминаниях император.
Сейчас Брянский машиностроительный завод (АО «УК «БМЗ», входит в состав АО «Трансмашхолдинг») внесён в число системообразующих организаций российской экономики. От выпускаемой БМЗ продукции напрямую зависит реализация программ развития российского железнодорожного транспорта. Завод в настоящее время возобновил работу в полном объёмедо окончания режима самоизоляции.
Фото: правительство Брянской области