Ситуация с доступностью полисов ОСАГО улучшилась: в большинстве регионов исчезли очереди за полисами – таковы выводы активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ). Улучшению ситуации, по их мнению, способствовало внедрение онлайн-оформления договоров. Тем не менее, остаются проблемы навязывания дополнительных услуг, некорректного расчета скидки за безаварийную езду и сложности при оформлении полисов онлайн.
В исследовании приняли участие активисты 15 субъектов РФ из числа «проблемных» регионов для страховщиков, где страховые выплаты по ОСАГО превышают собранные страховые премии. В ходе мониторинга проверено 28 крупнейших российский страховых компаний и их региональные отделения. Из 164 автовладельцев, принявших участие в опросе, более половины (54 процента) заявили об отсутствии каких-либо проблем при оформлении договора ОСАГО. Остальные признались, что сталкивались с проблемами при оформлении договоров в точках продаж: 38% автовладельцев сказали, что представитель страховщика не информировал их о скидке за безаварийную езду (КБМ), либо сообщал об этом только после того, как клиент сам напоминал, что имеет право на скидку. 19% автовладельцев заявили о навязывании дополнительных услуг, шесть процентов автовладельцев рассказали об отказе в оформлении полиса ОСАГО в точке продаж под другими предлогами.
Проблема очередей остается лишь в отдельных регионах. В частности, в Камчатском крае автовладельцы вынуждены записываться в очередь на заключение договора ОСАГО за 2-3 месяца; в Республике Тыва автовладельцы пожаловались на намеренное затягивание продаж, когда оформление одного договора ОСАГО занимало до двух часов.
В Республике Дагестан, чтобы получить в день обращения полис ОСАГО с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению транспортным средством, нужно записаться в очередь с раннего утра.
Кроме жалоб на очереди для заключения договоров ОСАГО, эксперты ОНФ зафиксировали жалобы на очереди в центры урегулирования убытков. В частности, в Ульяновской области в единственном на регион центре урегулирования убытков Росгосстраха собираются очереди из 100 и более человек для прохождения осмотра автомобиля после ДТП.
Также мониторинг показал, что оформить договор в электронном виде часто оказывается невозможно из-за технических проблем и прочих ошибок на сайтах страховщиков.
Однако эксперты напомнили, что с 1 января этого года страховые компании обязаны предоставлять возможность для оформления договора ОСАГО на своих сайтах. По данным Российского союза автостраховщиков, с 1 января по 17 апреля было заключено более 1 млн электронных договоров ОСАГО, что втрое превышает показатель за весь 2016 г. В то же время, это не более 3% от общего числа автовладельцев, ежегодно приобретающих полисы.
Среди автовладельцев, участвовавших в мониторинге ОНФ, лишь 16% заявили, что оформили полисы онлайн, остальные заключали договор в точках продаж. Активисты самостоятельно проверили возможность заключения электронных договоров ОСАГО, протестировав сайты 25 крупнейших страховщиков. Всего проведено 130 тестирований в разных регионах, и в 59% случаев отмечены проблемы и сложности при заполнении регистрационных форм и анкет-заявлений.
«Остроту проблемы с доступностью полисов ОСАГО удалось снять. Очередной вспышки «эпидемии ОСАГО» наш мониторинг не зафиксировал, и это хорошо. Безусловно ряд проблем остался: это и навязывание дополнительных страховок, и ошибки при расчете КБМ, местами все еще очереди и листы ожидания. Мы зафиксировали множественные факты технических сбоев, переадресаций и других способов легкого саботажа е-ОСАГО. Однако разгул страстей уже не тот. Народный фронт будет контролировать ситуацию с качеством, доступностью услуг, соблюдением сроков и другими нюансами, вызывающими опасения автомобилистов», — прокомментировал результаты мониторинга руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.