Эти вопросы стали ключевыми на встрече брянского губернатора Брянской области Александра Богомаза с руководителями строительных компаний региона.
Глава региона отметил, что этот год тяжелый для строителей: «Строительные организации перешли на проектное финансирование и счета эскроу, когда стало невозможно использовать деньги дольщиков, чтобы строить объекты, но это нужно пережить. Я хочу услышать от вас, чем власть может помочь, какие есть проблемы?» — спросил Александр Богомаз.
Строители в диалог включились сразу с конкретного вопроса Светланы Калошиной, генерального директора АО СЗ «Фабрика Атмосферы»: если раньше было выгодно строить многоэтажные дома, то сейчас многие переключаются на малоэтажное строительство, при этом если целевое назначение земельного участка — строительство 17-этажного дома, то построить там 8-этажный, чтоб снизить первоначальные затраты в три раза, реализовать квартиры, получить живые деньги и вложить их еще в одну многоэтажку, нельзя, нужно проводить новый аукцион на землю. А если дом не 17-этажный, а в 16 этажей? Тоже нужен аукцион? Вопросов больше, чем ответов.
Губернатор поручил разобраться в ситуации соответствующим службам и проверить, действительно ли закон ограничивает права застройщика.
Еще один вопрос заключался в следующем: государство выделяет миллион рублей на квартиру для детей-сирот, но пока подходит очередь, дети этой категории становятся взрослыми, обзаводятся семьями и однокомнатной квартиры им уже мало. А если вложить государственный миллион в двухкомнатную квартиру и добавить свои средства?
Александр Богомаз посчитал такое предложение утопическим. Есть федеральный закон, которым установлена площадь жилья — 33 квадратных метра, при стоимости в регионе 30 400 рублей, причем цену эту формируют строительные организации
Действительно, средняя цена на квадратный метр складывается в целом по отрасли около 35 тысяч рублей. Но никто сегодня не продает жилье по такой цене. «Получается, кто-то продает метр, к примеру, по 45 тысяч, а кто-то пишет в официальных отчетах, что по 20, в итоге выходит средняя цена, по которой областная власть просто не может приобрести квартиры при наличии финансирования — потому что по такой цене за метр их просто не продают», — сказал губернатор.
Валентин Тарасов, генеральный директор ЖК «Речной», выступил с предложением субсидировать из областного бюджета процентную ставку по ипотеке. Глава региона подсчитал, что это обойдется областной казне в сумму около 900 млн рублей в год плюс проценты — тупиковый вариант.
О важности ответственности бизнеса перед обществом неоднократно говорил Президент России Владимир Путин. На деле же получается так: за федеральные и областные деньги создается инфраструктура — дороги, детские сады, школы, общественные пространства, как, например, в районе старого аэропорта, цены на жилье, соответственно, растут, а социальную ответственность строители брать на себя не желают. Большой объем подрядов — около 30% всех заключенных контрактов на 2019 год — выигрывают строители из других регионов — Москвы, Санкт-Петербурга, Чечни, что приводит к уменьшению налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты. На бюджетные объекты не спешат выходить и такие крупные компании, как ООО СЗ «УСК Надежда» — невыгодно.
«Сегодня есть объекты, на которые можно выходить и зарабатывать то, что вы теряете на жилье, есть же возможность! Восемь детских садов строим, еще один — переходящий на следующий год, Москва вышла, а наши нет. Через год вы проснетесь и сами посчитаете, что упустили, и будете рассказывать, что вам работы не дает власть. Вы же должны думать о том, как сохранить свое производство, свои коллективы, а вы сидите и ждете чего-то!» — подчеркнул Александр Богомаз.
Глава региона еще раз призвал руководителей строительных компаний региона использовать все возможности, включаться в строительство социальных объектов — по областным программам строятся спортивные объекты, жилье врачам и детям-сиротам, очистные сооружения. Вовремя, месяц в месяц, ведутся расчеты с застройщиками, тогда как пять лет назад строители работали в долг. Главное — движение должно быть в обоюдном направлении, не только от власти, но и от бизнеса.