В Ассоциации банков России (АБР) выступили против раскрытия причин отказов в выдаче кредитов. В организации уверены, что это приведет к раскрытию коммерческой тайны, но ничем не поможет клиенту, сообщает РБК.
Если система станет прозрачной, процент недобросовестных заемщиков увеличится, но добросовестные заемщики будут понимать, как действовать более грамотно, рассказала в интервью радио Sputnik финансовый консультант, создатель проекта «Личный актив» Ксения Воронина.
В октябре 2020 года парламент Калмыкии предложил Госдуме внести поправки в закон «О потребительском кредите», согласно которым банки должны объяснять клиентам причины отказа в выдаче кредита. Законопроект планируют рассмотреть в феврале.
Добросовестные заемщики имеют право понимать, какие причины привели к отказу, чтобы сделать работу над ошибками, считает финансовый консультант Ксения Воронина. Недобросовестные заемщики, по словам специалиста, при желании и так получат подсказки, что улучшить, подкрутить, не всегда законными способами, чтобы добиться кредита.
«Сейчас ситуация складывается так, что даже хорошие заемщики иногда получают отказ по совершенно непонятным причинам. В то же время бывают случаи, когда заемщики с большой долговой нагрузкой или с испорченной кредитной историей получают одобрение. Система работает как минимум непрозрачно. Со стороны заемщиков система не позволяет понять, над чем работать. Банки заявляют, что их модели оценки рисков – коммерческая тайна. Но на протяжении последних лет встречаются случаи, когда банки сами нарушают некоторую логику в одобрениях кредитов: были периоды, когда банки раздавали кредиты направо и налево и плохим заемщикам, сами создавали себе увеличенные риски», – сказала Ксения Воронина.