Аналитики Объединенного Кредитного Бюро (ОКБ) подсчитали потери кредитных организаций от действий предполагаемых мошенников за 2016 г. За потенциально мошеннические кредиты («плохие» кредиты) принимались те, по которым не было совершенно ни одного платежа в течение четырех месяцев с даты выдачи кредита.
Всего таких кредитов было выдано более 334 тыс. или 1,3% от общего количества выданных в 2016 г. кредитов. В деньгах потери кредитных организаций превысили 13,67 млрд руб. По сравнению с 2015 г. количество «плохих» кредитов выросло на треть, а объемы потерь увеличились на 1%. В 2015 г. насчитывалось более 252 тыс. «плохих» кредитов (1,1% от общего числа выданных) на сумму не менее 13,56 млрд руб.
При этом доля «плохих» кредитов в общем объеме выдач снизилась за год с 0,5% до 0,4%. Средний размер «плохого» кредита также снизился с 54 до 41 тыс. руб.
Наибольшие денежные потери в абсолютном выражении отмечены в Центральном федеральном округе – 3,38 млрд руб. По сравнению с 2015 г. объем потерь вырос на 11%: с 2,98 млрд руб., однако доля потерь в общем объеме выдач сохранилась на уровне 0,3%. Средний размер «плохого» кредита вырос за год с 54,6 до 55,6 тыс. руб.
Даниэль Зеленский, генеральный директор ОКБ: «Тенденция роста объемов кредитного мошенничества связана прежде всего с восстановлением кредитной активности в 2016 г. Объемы выданных кредитов выросли на 28% по сравнению с предыдущим годом, в результате выросли и объемы потерь в абсолютных цифрах. При этом доля денежных потерь в общем объеме выдач снизилась с 0,5% до 0,4%.
При этом нужно отметить, что количество «плохих» кредитов выросло почти на треть. Вместе с крайне умеренным ростом объемов денежных потерь и снижением среднего размера «плохого кредита» это может свидетельствовать о том, что активизация кредитных мошенников происходит в основном в сегменте микрофинансовых организаций.
Банки, в отличии от большинства МФО, уделяют более пристальное внимание оценке и проверке клиента перед выдачей ему кредита, используя для этого комплексные скоринговые системы и различные источники информации: данные БКИ, соцсетей, биометрических параметров и др. Это позволяет им автоматизировать процесс выявления мошенничества, повысить эффективность оценки клиента, а также снизить потери от действий кредитных мошенников. По данным кредитных организаций, которые используют нашу систему «Национальный Хантер», направленную на противодействие мошенничеству на межбанковском уровне, за 2016 г. удалось предотвратить попытки мошенничества на сумму более 40 млрд рублей».