На 1941 нем летал лейтенант Сергей Тарасов. Личность советского пилота установили поисковики, подняв боевую машину из-под земли.
Место падения ЯК-1, сбитого во время Великой Отечественной войны, было обнаружено в Выгоничском районе у села Лопушь поисковыми отрядами «Дружба» и «Боевое Братство». По рассказу местного старожила Владимира Васина, летом 1941 года жители села видели, что в направлении реки Десны летел горящий советский самолёт, за которым гнался немецкий истребитель. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, но фашист не успокоился и несколько раз пытался расстрелять из пулеметов спускающегося на землю пилота.
После исследования заливного луга у реки Десна была обнаружена воронка, берега которой были усеяны кусками обшивки самолёта. Благодаря Брянскому управлению АО «Транснефть-Дружба», которое предоставило экскаватор, на трёхметровой глубине были найдены остатки кабины, вооружение, лопасти винтов и мотор с номером №125-743.
Было установлено, что самолет ЯК-1 с таким номером входил в состав 20 истребительного авиаполка Западного фронта и на этой машине летал лейтенант Сергей Семенович Тарасов. На сайте Минбороны «Память народа» удалось найти наградной лист на награждение лётчика орденом «Красного Знамени», в котором описаны обстоятельства того боя. В документе сказано:
«30 августа 1941 года участвуя в групповом воздушном бою в районе Брянска, дрался смело и отважно, выручил своего товарища, сам в этом бою получил серьёзное ранение в ногу и руку. Товарищ Тарасов принял решение спасти самолёт. Перелетев линию фронта самолёт загорелся и лётчик только тогда покинул его. После излечения в госпитале летчик изъявил своё желание (направиться) снова на фронт, чтобы участвовать в боях за Москву».
Немного другая информация находится в документах 20 истребительного авиаполка. Там есть такая запись: «30.08.1941г. лейтенант Тарасов сопровождал СБ (скоростной бомбардировщик). Подбит ЗА (зенитной артиллерией) в районе Выгоничи. Выпрыгнул с парашютом и приземлился».
По документам можно ознакомиться и с биографией пилота. Сергей Тарасов родился в 1916 году в г. Грозный Терской области. В советское время его семья переехала в Москву, так как его отец – Семён Константинович числится проживающим в доме № 14 Большого Власовского переулка. Закончив одну из лётных школ СССР, в 1937 г. Тарасов становится кадровым офицером Красной Армии. С первого дня Великой Отечественной войны он воевал на Юго-Западном и Западном фронтах. К весне 1942 года совершил 88 боевых вылетов: из них: на штурмовку войск противника – 29, на сопровождение бомбардировщиков – 46. Участвовал в 18 воздушных боях и лично сбил один «Юнкерс-88». При штурмовках уничтожил: 9 автомашин с пехотой, 24 мотоциклиста, до 30 подвод с грузом, до 120 человек пехоты немцев, 3 зенитно-пулемётные точки. 1 марта 1942 года повредил самолет «Юнкерс-52».
22 августа 1942 года командир эскадрильи, капитан Сергей Тарасов не вернулся с боевого задания. Летчик до сих пор считается пропавшим без вести. В этот же день, возможно из того же вылета не возвратились ещё три лётчика, один из которых наш земляк, уроженец города Карачева, младший лейтенант Николай Матвеевич Стефашин, 1916 г.р. А значит поисковым отрядам предстоит ещё много работы.
Фото: пресс-служба АО «Транснефть — Дружба».
Немец какой-то на фото, в форме немецкой. Пленные, штоле?
Где ты там немцев увидел ? Глаза протри.