Эксперты Института образования НИУ «Высшая школа экономики» с помощью изучения постов в социальных сетях показали, как соотносятся интересы и успеваемость подростков. Отличники выбирают одни сообщества, троечники – другие.
Изучив данные 674 московских учеников 5-10-х классов, исследователи выяснили, что у детей с разной успеваемостью отличается и социально-сетевая активность.
В социальной сети «ВКонтакте» были выделены 883 сообщества, на которые подписаны дети. Ученые анализировали профили, учитывали пол, возраст и оценки их владельцев. Выяснилось, что профили имеют возрастные и гендерные особенности и связаны с достижениями детей в учебе.
Можно выделить пять общих особенностей подростковых групп в соцсети. В них почти нет школьной тематики. Школа, учеба не входят в сферу интересов детей. Исключение – экзамены (ОГЭ, ЕГЭ). Но на такие сообщества подписаны только сильные ученики. Большинству подростков в соцсети интересны истории с острым сюжетом (в том числе о романтических отношениях, сексе) и истории с неожиданным финалом.
В фокусе внимания также нетривиальные идеи: изобретения, лайфхаки, юмор.
Девочки уже с шестого класса интересуются сообществом «Давно не дети» – о сексе (с весьма откровенными рассуждениями и грубой лексикой). Мальчиков-ровесников на эту группу подписано меньше. Похожее сообщество – «Мужской юмор Fun Time» – привлекает мальчиков позже, в восьмом классе. Обычно это не лучшие ученики.
Посты сделаны примерно в одном стиле. Короткие текстовые записи служат комментариями к фотографиям или видео, а собственно тексты единичны. В постах нередка ненормативная лексика. Многие записи (пожалуй, кроме сугубо романтических) юмористического характера.
Набор интересов различается как между мальчиками и девочками, так и между учениками с разной успеваемостью. Изучив набор подписок ребенка и не зная его данных (возраст, пол, образовательные результаты), можно определить все эти параметры.