Рассказываем, какие изменения ждут автовладельцев. Эксперты считают, что они призваны сделать систему обязательного страхования автогражданской ответственности более прозрачной, справедливой и эффективной.
Самым обсуждаемым нововведением для автовладельцев стал эксперимент по проверке наличия полиса ОСАГО с помощью камер дорожного движения, который начался в декабре 2024 года. Принцип работы эксперимента прост: проезд машины фиксируется камерами, по номеру авто проверяется наличие договора ОСАГО в системе, если полис не найден – водителю приходит предупреждение на «Госуслуги». Штрафы нарушителям пока не приходят, однако их могут ввести, если система будет работать исправно.
В декабре 2024 также был принят закон об увеличении максимальных штрафов за повторную езду без полиса ОСАГО. Теперь вместо 800 рублей при повторном нарушении водителям без полиса придется заплатить от 3 до 5 тысяч. «Мы считаем, что это правильный подход. Если человек предупрежден и он, к сожалению, продолжает ездить без полиса ОСАГО, такое поведение должно трактоваться как злостное нарушение законодательства», – прокомментировал ситуацию Евгений Уфимцев.
1 января 2025 года у всех страховых компаний по ОСАГО в России заработало удаленное урегулирование страховых случаев по ОСАГО через свои сервисы, а не только через Госуслуги. Возможность обратиться к страховщику за урегулированием страхового случая по ОСАГО доступна через личный кабинет страхователя на сайте СК или в мобильном приложении страховщика. Кроме того, в РСА сообщили, что Союз совместно с Минцифры РФ готовит ряд доработок онлайн-сервиса по электронному урегулированию убытка по ОСАГО на Госуслугах. Например, в части обеспечения возможности согласования даты проведения осмотра поврежденного ТС в электронном виде, проведения онлайн осмотра поврежденного ТС с помощью фото и видео и др.
Помимо удаленного урегулирования страховых случаев по ОСАГО, 1 января 2025 вступил в силу закон о появлении общей страховки на Россию и Белоруссию. Полис ОСАГО с расширением на территорию Республики Беларусь будет оформляться по желанию автовладельца и пригодится в первую очередь тем, кто часто перемещается по Союзному государству. «Синяя карта» при этом не исчезнет.
Госдума одобрила инициативу по составлению извещения о ДТП с помощью приложений страховых компаний. Изменения позволят страховщикам расширять свои сервисы для потребителей, а также будет способствовать увеличению количества случаев оформления ДТП по Европротоколу.
Страховщики также предлагают разрешить их клиентам самостоятельно выбирать станцию технического обслуживания (СТО) для ремонта по ОСАГО. Инициатива направлена на расширение возможностей проведения ремонта. Отметим, на данный момент доля страховых случаев, которые возмещаются в виде ремонта по ОСАГО, составляет всего 5%. Кроме того, из-за сложностей с поставками запчастей Госдума в I чтении приняла законопроект об увеличении сроков ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней.
По данным Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза»