Эксперты Greenpeace вместе с российским Центром охраны дикой природы подготовили доклад о гибели диких животных на дорогах.
Из него следует, что в Брянской области в 2018 году погибли 10 животных — 6 лосей, по две косули и кабана. За пять месяцев 2019 – три лося и косуля. Однако, по другим источникам в прошлом году под колесами на Брянщине погибли 13 крупных животных.
Авторы доклада отмечают, что в российских регионах имеющаяся статистика неполна и не отражает реального положения. Заявляется, что общее количество ДТП с животными значительно выше учтённых случаев, примерно на половину. Если гражданин сознательный или автомобилю причинен значительный ущерб, он сообщает о случившемся в ГИБДД или нам. А сколько историй, когда водитель, зная, что его ждет суд, или по незнанию, уезжает с места происшествия? Особенно этим грешат водители фур. Многие из них, сбив лося, грузят его в автомобиль и уезжают. Или лося сбили, но не убили, а ранили и уехали. Лось идет в лес и там умирает. А его кости егерь может найти только через полгода. И непонятно, то ли лось попал в ДТП, то ли умер естественной смертью.
Сейчас смерть мелких животных на дорогах практически никогда не документируют, и даже столкновения с крупными зверями не всегда включают в государственную статистику. Однако авторам доклада удалось выяснить у региональных властей, что за 2018 год в Смоленской области произошло около 160 столкновений с крупными животными, в Вологодской области с 2013 по 2018 год фиксировали от 110 до 165 столкновений ежегодно, а в Ленинградской области за последние 10 лет насчитывают больше тысячи таких случаев. Исследования в Ставропольском крае показали, что за летний сезон на дорогах с твёрдым покрытием протяжённостью около 10 тысяч км погибает более 100 тысяч птиц.
Небольшие популяции краснокнижных животных могут исчезнуть из-за гибели под колёсами автомобилей. В европейской части мы можем потерять популяции серых жаб, на Байкале — монгольских жаб, а в Приморье — амурских лесных котов.
При этом, за гибель животных на дороге предусмотрена финансовая ответственность. Приказ Минприроды России регламентирует порядок определения такого ущерба и соответствующие таксы (в рублях): лось – 80 000; благородный олень – 70 000; пятнистый олень, лань, сайгак – 60 000; медведи – 60 000; косули – 40 000; кабан – 30 000.
Протяжённость дорог и количество машин будут увеличиваться, и проблема столкновений с дикими животными обострится. Чтобы её решить, необходимо действовать уже сейчас. Авторы доклада предлагают объёмный список необходимых действий: строить мосты и тоннели для безопасного перехода животных через дороги, консультироваться с биологами на стадии проектирования новых дорог, чтобы маршруты минимально пересекались с путями миграции животных. Кроме того, необходимо разработать новые и дополнить существующие законодательные акты, которые регулируют эту сферу.
Greenpeace и Центр охраны дикой природы подготовили пример обращения к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с предложениями, как можно решить проблему гибели животных на дорогах.
Фото: Российское отделение Greenpeace