Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития (Центр мониторинга НТР) представил результаты исследования уровня обеспеченности россиян товарами первой необходимости в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения». Экспертам ОНФ удалось выявить ключевые факторы риска и возможности промышленного комплекса России в сфере производства качественных и доступных товаров.
Необходимо было выяснить, как сказываются процессы импортозамещения на состоянии наиболее чувствительных для населения товаров: продуктов питания, лекарств, товаров повседневного спроса. Для этого активисты ОНФ взяли на себя общественную оценку эффективности первоочередных и стратегических мер области импортозамещения в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения».
Проект стартовал во Владивостоке в сентябре 2015 года. В течение года региональные активисты Центра дважды собирали оперативную информацию о наличии на полках аптек и магазинов лекарств, продуктов и товаров народного потребления, фиксировали стоимость и национальную принадлежность производителя. За время проекта почти 1500 участников из 30 регионов России обошли 960 супермаркетов и аптек сначала осенью, а затем повторно весной.
Параллельно эксперты Центра совместно со специалистами ведущих социологических и экспертных организаций провели мониторинг удовлетворенности покупателей. В ходе исследований удалось проанализировать потребительское поведение представителей 3600 домохозяйств, замерить их отношение к качеству покупаемых продуктов и выявить ожидания.
Проведенная работа позволила отследить динамику реализации импортозамещения во всех федеральных округах России. В итоге можно выделить очевидные позитивные изменения, риски и явные проблемы.
Так, к положительным моментам можно однозначно отнести стабильное желание россиян покупать отечественные товары. Треть граждан считают, что качественными могут быть только отечественные продукты питания, 15% – готовы осознанно переплачивать за них. Аналогичный уровень «потребительского патриотизма» можно наблюдать и в аптеке: 23% россиян более эффективными считают именно отечественные лекарства.
В плане разнообразия продуктов питания также наблюдается позитивный тренд на увеличение: среднее значение количества видов продуктовых товаров в одном магазине выросло за полгода на 15%. В Центре отмечают, что текущая ситуация говорит о том, что прогнозируемого ранее дефицита в этом сегменте не наблюдается.
Гораздо большее беспокойство у участников проекта вызывает снижение доли ряда социально значимых российских продуктов. Так, доля отечественного картофеля сократилась на 4%, моркови – на 10%, а томатов – на 6%. При этом в аналогичных категориях импортных товаров виден обратный рост доли. Наиболее отрицательные тенденции отмечаются при анализе изменения стоимости социально значимых товаров. «Цена на те же продукты питания растет. Причем вне зависимости от страны происхождения. И больше всего удивляет, когда отечественные товары обгоняют импортные. Например, стоимость отечественной моркови увеличилась на 47%, а зарубежной – только на 15%. Цена российских яблок выросла на 30%, при этом импортных – на 17%. Хотя по логике вещей должно быть как минимум наоборот», – возмутилась руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборонено. Она отметила, что в большинстве случаев средние цены, зафиксированные активистами, не соответствуют официальным данным Росстата, который почему-то не отражает такого роста.
Так, наибольшая доля продуктов отечественного производства была зафиксирована в магазинах Северного Кавказа – 60%, и она имеет тенденцию к дальнейшему росту. Всего же только три округа смогли перешагнуть 50-процентный рубеж: компанию Северному Кавказу составили Юг (57%) и Поволжье России (53%).