Методические рекомендации Минобрнауки по развитию сети образовательных организаций не позволяют учитывать потребности населения в школах и детсадах. К такому выводу пришли эксперты ОНФ, проанализировав доклад правительства о выполнении соответствующего поручения главы государства. Чтобы не было недостатка мест для обучающихся, необходимо включить в расчеты целый ряд параметров развития территории.
«Наши активисты продолжают получать сигналы о нехватке мест в школах и детских садах, в том числе в новых жилых кварталах. Одна из причин этого в том, что застройщики зачастую преследуют только выгоду от продажи квартир, не думая о школах, детсадах и больницах для людей, которые поселяться», – отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.
Ранее активисты и эксперты ОНФ провели мониторинг доступности образовательных организаций во всех федеральных округах. Почти половина опрошенных заявили, что их дети учатся в классах, численность которых превышает порог в 25 человек. О переполненности школ говорят и официальные данные, согласно которым в прошлом учебном году в две смены работали около 22 процентов школ, и все еще остаются школы, которые работают в три смены. Таким образом, считают эксперты рабочей группы ОНФ, продолжение бесконтрольного строительства, когда объекты социальной инфраструктуры не попадают в планы застройщиков, будет все больше обострять ситуацию. Меж тем, именно к этому, по их мнению, ведет применение новых методических рекомендаций по развитию сети образовательных организаций.
До апреля этого года применялась методика определения нормативной потребности регионов в объектах социальной инфраструктуры, утвержденная распоряжением правительства в 1999 году, которая устанавливала целый ряд нормативов. Когда она утратила силу, министерствами социального блока взамен были утверждены отраслевые методические рекомендации. Так, Минобрнауки рекомендует размещать не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городе и на 62 – в сельской местности. Тогда как в методике, утратившей силу, был установлен норматив, который определялся на основе величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); нормируемого радиуса обслуживания (300 м – для городской и 500 м – для сельской застройки); плотности заселения (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процента охвата детсадами; гигиенических, педагогических и медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий.
Что касается школ, то в отраслевых методических рекомендациях говорится о размещении не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской – на 201 человека. В прежней методике нормативная потребность определялась на основе норматива, рассчитываемого из численности жителей (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности, при условии, что вторая смена составляет 10 процентов).
Новые правила, по мнению экспертов, отражают формальный подход к обеспечению доступности объектов социальной сферы, поскольку не учитывают демографические и экономические аспекты. «Их применение может способствовать тому, что генпланы городов и поселений будут формироваться без всестороннего прогнозного учета потребности людей в объектах сферы образования. И если жители новостроек жалуются на нехватку мест в образовательных организациях, по новой методике это не будет считаться недоработкой застройщика и контрольно-надзорных органов», – считает Любовь Духанина.