Михаил Чирок (на фото) — член творческого объединения скульпторов при Московском Союзе художников, неоднократный участник национальных и международных художественных выставок, автор большого числа жанровых работ и монументальных проектов в Москве, Брянске, Новозыбкове и других городах.
Сегодня Михаил Анатольевич делится своим видением прошлого и будущего Новозыбкова и расскажет о своих творческих планах.
— Михаил Анатольевич, расскажите о себе. Где вы родились, что заканчивали?
— Я родился в городе Сураже. Закончил институт имени Сурикова, академический на кафедре «скульптуры». Работал в Москве, сейчас в Новозыбкове.
— Какой была Ваша первая работа?
— Первая работа была, насколько я помню, «Мальчик с собакой». Мне было лет шесть, наверно. Она не сохранилась, к сожалению. Первая, которая сохранилась, сделана в 12 лет, когда я учился в Московской средней художественной школе — «Помор с бородой».
— То есть, Вы с самого детства увлечены скульптурой?
— Ну да. В общем-то, у меня не стояло никогда вопроса: кем быть. Можно сказать, что династически. Мой отец, Анатолий Чирок, тоже художник. Так дальше и продолжается. У меня дочь сейчас тоже учится в той же школе, что и я. Тоже хочет стать художником.
— Вы рассказали о детских своих работах, а именно серьезная первая работа какая была?
— Первая серьезная — это памятник водителям, который я сделал в Москве, это метро Домодедовское.
— Вы — автор бюста нашему земляку, герою России Александру Гердту, портретного рельефа Ростислава Алексеева, памятной доски новозыбковцам, замученным в годы войны. Как рождались эти работы?
— Тесно работали с архитектурой, Марией Евгеньевной Комаровой, в частности. В этом тандеме рождались идеи, мы их приурочивали к определенным датам. Естественно, помогали музейные работники, краеведы, чтобы выявить вот эти известные фамилии или как-то их отметить, ключевые события городской истории.
— В Новозыбкове ряд памятников снесли, например, сооружения в сквере Дружбы народов, «клюшки» так называемые. Много лет назад из сквера, где сейчас памятник Драгунскому перенесли бюст Дыбенко. Как относитесь к таким метаморфозам?
— Сам памятник Дыбенко, бюст, очень качественный. Он там стоял великолепно. Но сейчас тоже хорошо. Так получилось, что тут поделаешь, уже обратно не вернешь. Насчет «клюшек» — мне этот памятник самому не нравился. Рассматривался вопрос о сносе, и вообще о том, является ли это каким-то художественным произведением и т.д. В принципе, можно было оставить, но оказалось, что эта штука аварийная. Естественно, снесли. Но я не думаю, что это огромная потеря для города. Там конечно можно, на этом месте, парк сделать, что-нибудь для детей. А сама идея памятника трех республик — очень хорошая.
— Еще один спорный памятник — Добрый ангел мира, о котором много сейчас говорят, обсуждают. Все мы знаем, что его сейчас переделывают. Как вы оцениваете само восстановление и те новшества, которые сейчас происходят: убрали плиты и просто сделали насыпь. Некий курган получился.
— Восстановление это правильно. Скульптура, памятник очень хороший. Другой вопрос как. Может, не успели его доделать как-то, я не знаю. Конечно, все-таки надо было бы какой-то списочек, хотя бы там. Все-таки люди делали. Не думаю, что очень так сложно просто написать хотя бы одну табличку со списком меценатов.
— Михаил Анатольевич, с профессиональной точки зрения, насколько продумана архитектура Новозыбкова. Например, Санкт-Петербург имеет жесткий скелет ,а Москва строилась постепенно, она в плане застройки гибкая. А наш город какой?
— Наш город — классический уездный город. Осталась планировка дореволюционная. Просто она продолжалась во все стороны. У нас тоже существуют, по сути, несколько кольцевых. То есть, распространяется все от центра. Я считаю, ближе все-таки застройка к московской. Еще в каких-то местах в центре Москвы остались деревянные домики с резьбой, очень похожие на новозыбковские.
Но с такой скоростью, с какой у нас убирают резьбу, лет через пять мы вообще не увидим и не сможем показать, что это такое. Практические все дома частные, деревянная застройка. Я считаю, что это основное, это лицо города. Надо самим жителям как-то стараться, мне кажется, защищать всё это, или, по — крайней мере, не разрушать. Потому что некоторые, допустим, смотришь, и сердце радуется: они эту резьбу и покрасили, и пластиковые окна не просто сорвали все и воткнули их, аккуратненько их вставили, полукруг какой-то соблюли. Красота.
— Еще одно здание есть в городе, довольно спорное, о котором тоже очень много говорили, построенное рядом с кинотеатром, рядом с районной библиотекой. Как считаете, архитектура этого нового здания оправданна ли для нахождения в этом месте?
— Сейчас мало зданий, которые действительно отвечают каким-то высоким требованиям в плане искусства. Что мы сейчас видим: в основном, магазины, магазины. Современные здания, с моей точки зрения, может технически и выполняют свои функции, но внешне очень редко сочетаются с основной архитектурой, мало вписываются в пространство и архитектуру: кирпичные узоры и т.д. Может, технически сейчас это невыполнимо, то есть для этого нужно привлекать определенного уровня бригады, чтобы они смогли сделать таким образом, как делали до революции. Хотя, опять же, это все добрая воля. Отец Николай взял и восстановил Троицкую церковь, как она была до революции. Он придумал такую штуку, спиливать этот кирпич, рабочие там вытачивали из кирпича конфигурации всевозможные. Но сейчас, в принципе, наверно, есть кирпич фигурный, можно его использовать.
— Здание подобное построенному возле Лебединого озера. Каким образом оно вписывается?
— Внешне оно никак не вписывается. Такое центровое место. Должно быть очень все продумано, я считаю. Такой застройкой город убивается вообще.
— Хотелось бы спросить о той части города, которая ближе к вокзалу. Сейчас там растут многоэтажные кварталы. Наверняка, скоро бывший велодром тоже будет застроен. На Ваш взгляд, это неизбежность, или все же есть возможность сделать какими-то более красивыми и привлекательными кварталы?.
— Лучше застроить частными домами. Пускай они будут на несколько семей. Взять такой вариант. Во-первых, у нас земли много, нам не надо вверх строиться. Естественно, в плане финансовом проще построить какой-то многоэтажный дом и как-то распродать квартиры. Но я за систему частного малоэтажного строительства. Я думаю, что люди бы с удовольствием покупали бы такие дома.
Но начнем с того, что в городской среде должен быть архитектор. У нас его нет. Это все равно, что главы города нет. Город — это архитектура. Должен быть человек, который как-то следит за этим. Не специалист за этим уследить никак не может.
— Скажите, есть ли в Новозыбкове какие-то места, незаслуженно забытые, заброшенные. Можно ли их воссоздать?
— Конечно можно воссоздать. Мы когда-то начинали в роще деревянные скульптуры, как -то сейчас это все подзабылось и в общем-то там практически все разрушилось. Я собираюсь по одной скульптуре в год хоть как-то делать. Идея хорошая была. Но деревянная скульптура требует еще определенной обработки, чтобы она долго стояла. Но и потом это все тоже ломают. Но ломают — это другой вопрос. Просто надо следить за этим всем. Гомельчане рассказывали, что у них тоже самое было. Они делали, деревянную скульптуру, ее там воровали, так далее. А потом как-то все наладилось. В Белоруссии все-таки там следят, по-крайней мере. Приходишь в парк, там какой-то патруль, по-крайней мере, проходит. И просто приучать людей надо. Потому что, конечно, из помойки надо выбираться, однозначно.
—Михаил Анатольевич, довольны ли своей жизнью на данном этапе и удалось ли реализовать свои творческие амбиции?
— Нет, конечно, не доволен. Потому что пока не удалось реализовать — довольным быть нельзя. Хочется много. Мыслей творческих много всевозможных. Поэтому, естественно, не доволен. Надо все доделывать. Чтобы было много вещей, за которые не будет стыдно.
— О чем мечтает художник и скульптор Михаил Чирок?
— Мечтаю памятник поставить режиссерам. Мечтаю в Брянске тоже несколько проектов сделать. Выставку хочу сделать.
Я думаю, что все еще впереди, так что ничего страшного. По-крайней мере, хоть в родном городе что-то удалось, и это уже положительно.
— Спасибо за интервью. Желаем Вам дальнейших творческих успехов!
Беседовала Светлана Бухарова.
Фото и видео: ИА «Брянск новости».