Прокуратура Брянской области сообщила экологам МОО «Зеленый Фронт», как уполномоченным представителям органов местного самоуправления необходимо правильно вести учет сельскохозяйственных животных, в частности, домашних свиней, содержащихся в личных подсобных хозяйствах граждан (ЛПХ).
В своем обращении экоактивисты просили надзорный орган разъяснить спорные моменты в законодательстве об учете сельскохозяйственных животных, которые были выявлены ими в ходе общественных проверок. В частности, общественников интересовало, как именно должны учитываться в ЛПХ граждан те же домашние свиньи: на основе сведений, предоставляемых на добровольной основе самими владельцами животных или в результате пересчета животных уполномоченными лицами органов местного самоуправления.
Ранее экоактивисты выяснили, что два случая АЧС были подтверждены на частных брянских подворьях только в 2016 году.
Экологи, проанализировав поступившие с мест ответы, пришли к выводу, что учет домашних свиней ведется не по единой методике. В большинстве случаев записи в похозяйственные книги вносятся должностными лицами исключительно на основании устных сведений, предоставляемых членами ЛПХ. Фактический же пересчет животных почти нигде не проводится.
Брянская облпрокуратура в направленном экологам ответе подтвердила, что ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Однако в книгах необходимо указывать то количество сельскохозяйственных животных, которое записывается после их пересчета в натуре в присутствии главы хозяйства или его взрослых членов. Пересчет должен производиться в то время дня, когда животные находятся на усадьбе.
В облпрокуратуре также подтвердили, что ситуация с АЧС в регионах, сопредельных с территорией Брянщины сложная, а одной из причин распространения вируса является отсутствие у органов местного самоуправления объективных сведений о содержащихся в ЛПХ домашних свиней, и не предоставление их специалистам районных ветеринарных станций. Поэтому городскими и районными прокурорами Брянской области в августе была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о личном подсобном хозяйстве в части ведения учета сельскохозяйственных домашних животных, которая показала, что в администрациях отдельных сельских поселений, городских округов отсутствовали актуализированные сведения о домашних сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 июля. Не соблюдался порядок ведения похозяйственных книг, утвержденный Минсельхоза России. В частности, сведения о домашних животных вносились в книги лишь со слов владельцев животных, без их пересчета. В целях устранения нарушений прокуратурой в органы местного самоуправления внесено 49 представлений. По результатам рассмотрения представлений, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры по устранению нарушений.
Так, в представлении прокуратуры г. Клинцы отмечено непринятие надлежащих мер по учету сведений о личных подсобных хозяйствах в похозяйственной книге городского округа. По результатам рассмотрения представления Клинцовской городской администрацией проводится работа по приведению похозяйственной книги в соответствие с законодательством. Прокуратурами Брасовского и Стародубского районов в связи с выявленными нарушениями в части ведения похозяйственных книг внесены представления органами местного самоуправления сельских поселений. И уже приняты меры по осуществлению учета поголовья свиней в соответствии с установленным законодательством порядком.
Руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт» Егор Леонтьев: «Брянская областная прокуратура подтвердила наши подозрения – надеемся, теперь органы местного самоуправления будут более ответственно подходить к соблюдению порядка учета поголовья свиней в ЛПХ. В то же время мы понимаем, что граждане, пользуясь несовершенством законодательства, могут отказать в доступе на территорию своего хозяйства специалистам администраций и даже районных ветеринарных станций. Не понимая, какими страшными последствиями это может обернуться для других хозяйств и экономики региона в целом. Ведь люди, как мы уже неоднократно убеждались в ходе общественных выездных проверок, держат свиней в ЛПХ нередко в антисанитарных условиях.
Мы разделяем позицию правительства России в части необходимости усиления контрольных полномочий в этом вопросе федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Ситуация с АЧС в последние годы резко ухудшилась, но это, как правило, произошло там, где недорабатывают местные власти и контрольные органы. Отдельные полномочия есть у федеральных органов, а какие-то – у региональных органов. Причем на местах начинают активно действовать нередко уже тогда, когда спускается приказ сверху или случается ЧС. Но тут тоже должен быть постоянный контроль.
Кроме того, требуется определить четкие, обязательные для исполнения критерии содержания свиней в ЛПХ. Пока здесь что-то сложно проконтролировать. Знаем, что проект таких правил уже разработан, осталось установить ответственность за их соблюдение. Органы местного самоуправления должны быть наделены четкими полномочиями по ведению учёта поголовья свиней в ЛПХ и контролировать соблюдение и правил, и порядка учёта».
Фото: пресс-служба Брянского отделения МОО «Зеленый Фронт»