Российские компании все меньше премируют некурящих сотрудников. За два года число таких компаний сократилось почти в три раза. В четыре раза снизилось и число компаний, штрафовавших работников за частые перекуры. Однако и число компаний в стране, где курильщиков не возьмут на работу, выросло в четыре раза — с 1,5% до 5,8%, подсчитали аналитики «АльфаСтрахование».
В опросе приняли участие 90 российских компаний с оборотом от 100 млн руб. в год.
Согласно полученным выводам, российские компании ослабили борьбу с курящими сотрудниками. Число предприятий, поощряющих некурящих сотрудников, сократилось за последние два года практически в три раза — до 2,3%. Также сократилось и количество компаний, штрафующих работников за частые перекуры: если в 2014 г. штрафы за регулярные отлучки выписывали 2,5% организаций, сегодня за временем, проведенным сотрудниками на рабочем месте, следят меньше 1% работодателей.
Более 90% организаций сохраняют нейтральное отношение к данной вредной привычке: в 2014 г. этот показатель составлял 86,1%, в 2016 г. – 94,5%. В 2,5% компаний курильщики отмечают молчаливое осуждение со стороны начальства и стараются минимизировать число выходов на перекур. В 2014 г. этот показатель был в два раза больше и составлял 5,4%.
«Несмотря на негативную статистику, есть и позитивные сдвиги. Более четверти опрошенных (26%) отметили, что не раз слышали вопрос о курении на собеседовании, в большинстве случаев из самой постановки вопроса было заметно, что задававший его человек придерживается здорового образа жизни и хотел бы видеть в принимаемом на работу сотруднике те же качества. Ранее подобный вопрос на собеседовании задавало лишь 15% компаний, — рассказывает Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование».
Для большинства компаний никотинозависимость соискателя является негативным, но все же не определяющим фактором при приеме на работу. Однако, в 2016 г. в 5,8% случаев представители HR служб опрошенных компаний ответили, что внутри их организации есть негласное правило не брать курящих людей на работу. Оно обосновывается не только тем, что курильщики проводят до 40 минут в день в курилке, но и количеством дней, проведенными ими на больничном – курящие болеют в среднем в полтора раза больше.
Наиболее лояльное отношения к курящим сотрудникам в компаниях, где работают представители «творческих» профессий – дизайнеры, журналисты, рекламщики.