Какой дом признается аварийным и как добиться этого статуса – советы жителям Брянской области дает руководитель Центра общественного контроля, член рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина:
– Не нужно ждать, что за собственников кто-то будет решать их вопрос. Никто – ни общественная организация, ни чиновники не обязаны поводить собрание жильцов МКД и выносить на обсуждение и голосование вопрос о необходимости приглашения комиссии для проведения экспертизы и составления акта. В состав комиссии входят сотрудники комитета жилищно-коммунального хозяйства, специалисты БТИ. Конечно, нужно уметь отстаивать свои права. Поэтому инициатива должна исходить от собственников.
С апреля 2015 года начало действовать постановление правительства России с внесенными изменениями в процедуру предоставления жилищу статуса «аварийного» или «ветхого»:
Изменение – этим вопросом занимаются исполнительные власти на местах, формируя для обследования жилых зданий межведомственную комиссию.
Изменение – решение о присвоении статуса «аварийного» или «ветхого» жилью должно быть принято на протяжении одного месяца с момента подачи соответствующего заявления жильцами.
Сама процедура такого признания заключается в следующем:
Заявление-обращение (жалоба) в межведомственную комиссию по месту жительства подает непосредственно владелец квартиры или хозяин дома.
Исполнители из этой комиссии оценивают само строение (жилую квартиру) и анализируют его состояние соответственно с техническими нормами и характеристиками.
После обследования группой уполномоченных лиц составляется акт (три копии – одна для заявителя, две – для межведомственной комиссии).Методом голосования комиссией принимается решение о присвоении дому статуса «аварийного» или «ветхого». В течение пяти дней служащие этой же комиссии обязаны известить местные органы власти о принятом решении.
Важно знать!
– обследование жилья может проводиться только межведомственной комиссией. Если такое обследование проведено другими инстанциями, то оно будет считаться недействительным;
– податель заявления обязательно привлекается к работе комиссии;
– акт об аварийном состоянии жилища подписывают все члены комиссии, в противном случае такой документ не имеет своей силы;
– владелец жилья может оспорить принятое решение, а комиссия в этом случае назначает повторную экспертизу для присвоения дому статуса «аварийного» или «ветхого».
Какие документы нужно предоставить, чтобы дом признали ветхим или аварийным:
– заявление от жильцов;
– копию технического паспорта дома (выдается организацией технической инвентаризации) с указанием степени износа, а также остаточной стоимости этого дома либо отдельного помещения (на день обращения в комиссию);
– соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные организацией технической инвентаризации;
– акты проведенных за последние три года собственником либо уполномоченным собственника общих осмотров жилого дома (жилого помещения) с указанием видов и объемов ремонтных работ, выполненных за этот период;
– заключение органа государственной санитарно-эпидемиологической службы;
– заключение органа государственной противопожарной службы;
– заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания;
– заключение о техническом состоянии жилого дома (жилого помещения), выданное имеющей лицензию на проведение соответствующих работ проектно-изыскательской организацией по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, с указанием категории непригодности жилого дома (жилого помещения);
– акт государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведенных в отношении жилого дома (жилого помещения) мероприятий по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности жилищного фонда и заключение о санитарно-бытовом состоянии жилого дома (жилого помещения);
– другие документы, которые комиссия признает необходимыми для принятия решения.
По закону комиссия должна рассмотреть поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принять решение – либо о признании дома непригодным для проживания, либо назначить проведение дополнительного обследования оцениваемого помещения. Если дом признают непригодным для жилья, то он входит в программу по переселению.