Искусство — вещь тонкая и субъектная: то, что одни считают шедевром, другие вовсе не воспринимают как объект культурного наследия. Однако специфическую особенность некоторых портретов, на которых глаза, кажется, следят на наблюдателем, замечают все. У одних это вызывает восторг, у других же недоумение: как художнику удалось добиться такого эффекта?
Оказывается, опытные мастера действительно могут создать такой эффект, при котором взгляд с портрета направлен на наблюдателя и когда тот движется, создается оптическая иллюзия, будто бы взгляд с картины следит за ним.
В 2004 году в Утрехтском университете в Нидерландах на эту тему было проведено специальное исследование. После ряда оптических опытов, ученые выяснили, что такой необычный эффект связан с визуальным восприятием человека. То есть никакой магии в картинах нет, есть лишь грамотно построенное изображение, создающее оптическую иллюзию.
Если тени, свет и перспектива на картине не меняются при перемещении смотрящего, то, в случае, когда глаза на портрете смотрят прямо, они будут как бы следить за наблюдателем при его перемещении. Это работает только в плоскости — ведь картина двумерна и ее нельзя обойти и увидеть нарисованные глаза сбоку. Поэтому мы воспринимаем портрет как вид спереди со зрачками, обращенными на наблюдателя. Интересно, что если художник сместит взгляд с картины и напишет глаза так, чтобы они смотрели слегка в сторону от наблюдателя, то этот эффект тут же исчезнет.
Иллюстрация: копия картины Леонардо да Винчи «Мо́на Ли́за» (итал. Mona Lisa, La Gioconda, полное название — «Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо»).
Источник: faktodrom.com