Поэзию, как и любое искусство, прошедшее через метания XX века, принято хоронить. Якобы, времена больших авторов безвозвратно ушли, а молодежь (да и публика в целом) давно нашла себе кумиров в других сферах.
Тем не менее, реальность подсказывает, что всё не так уж и плохо (эту неоднозначно-оптимистичную тему, между прочим, мы поднимали еще и на прошлой неделе). В Брянске, например, не первый год регулярно проходят поэтические вечера.
Своим мнением о состоянии актуальной брянской и российской поэзии, проблемах «питероцентризма» и нелепых домыслах, окружающих «творческую тусовку» поделилась в интервью с нашим корреспондентом поэтесса и организатор творческих вечеров Янина Черкасова-Мишина (на фото).
— Начнем с места в карьер. Вы позиционируете свои мероприятия как «вечера иной поэзии». В чем заключается ее «инаковость»?
— Организацией поэтических вечеров я занимаюсь второй год и с уверенностью могу заявить, что каждый поэтический вечер — ИНОЙ.
Практически каждый раз я делю вопросы организации с кем-то ещё. В этот раз 24 декабря в «Новом месте» состоится один из таких вечеров. Мы с Анастасией Юдиной (её многие знают, как Сигму) решили внести что-то новое в брянскую поэзию и собираем самых неординарных творческих личностей города.
Надеюсь, что вечер и правда получится необычным и интересным.
— В обществе бытуют два полярных взгляда: одни уверяют, что поэзия (как и настоящий рок-н-ролл якобы) мертва, другие – что она находится в самом настоящем тренде. А на Ваш взгляд?
— В тренде сейчас особый вид поэзии — сетевая. Поэзия доступная, лёгкая, задающая эмоцию, но, всё чаще пережеванная и перемолотая.
Такой вид искусства можно по праву считать духом времени.
Это ни хорошо и ни плохо. Это — реальность. И, вполне возможно, что прямо сейчас, сами того не подозревая, мы творим историю.
— Бывая на выступлениях современных поэтов, я нередко (не будем вдаваться в конкретику) ловил себя на мысли, что им не хватает некого «нерва», они достаточно талантливы, могут замечательно составлять ритмичные линейки из слов, но не в состоянии задеть за живое. Они кажутся слишком «хипстерскими», оторванными от реальности, суровой по своей природе. В отличие, например, от Сперанского и Алёхина из «Макулатуры».
— Многие современные поэты превратились в странников и шоуменов. Запрашивают просто немыслимые гонорары. Но не будем судить строго — всем хочется кушать. Хотя, лично я, посещала все концерты #черновиков и могу об авторах сказать только тёплые слова. Выходишь из зала и есть ощущение, что «все не зря». Ради этого ощущения стоит посещать мероприятия такого рода.
— Насколько мне известно, Вы организуете подобные встречи далеко не первый раз. Что подвигло Вас на такую трату нервов и сил? Окупаются ли «траты» и что заставляет раз за разом возвращаться к организации?
— Как правило, вечера я делаю на бесплатной основе и своими силами. Большое спасибо хочу сказать Игорю Бугаеву — зав. «Арт-кафе 113». Только благодаря тому, что Игорь предоставляет помещение и аппаратуру бесплатно, каждый желающий, вне зависимости от материального положения может посетить мероприятие, насладиться поэзией, поболтать с друзьями и познакомиться с новыми людьми.
Вечер ИНОЙ поэзии мы перенесли в кафе «Новое место», потому что «113» и так загружено концертами и мероприятиями перед Новым годом.
Зачем я это делаю? Мне нравятся люди. Мне нравятся выступающие с горящими глазами. Мне нравится поддерживать молодых и начинающих поэтов. Энергетика вечеров даёт просто немыслимый эмоциональный заряд. Мне кажется, что хорошее настроение и любовь окружающих — это высшая награда за организацию. Награда, которую не купишь за деньги.
— Какие сложности обычно возникают в процессе организации? Насколько легко артисты отзываются на приглашение выступить?
— Как правило, как только проходит слух о поэт-вечере, то поэты сами начинают писать мне и просить записать их в выступающие.
Сейчас организация более ли менее поставлена на поток и смысл в том, чтоб составить грамотно программу, подключить аппаратуру и позвать зрителей. Если заниматься вплотную, то все идёт, как по маслу.
— Не поленился и сосчитал: в субботней встрече анонсированы аж 12 участников. Не слишком ли много «центровых» для одного вечера? Будь это музыкальный фестиваль, зрители бы точно сошли с ума.
— В числе выступающих есть не только поэты, но и музыканты. Как правило, поэзия воспринимается легко, а вперемежку с музыкой и видеорядом все будет смотреться в высшей степени гармонично.
— Вы принципиально даете трибуну лишь брянским поэтам, либо же периодически приглашаете «гастролеров»? Поддерживаете контакты с брянским проектом #черновики?
— Лично я занимаюсь локальной поэзией, а гастролерами занимаются #черновики, в частности Настя Петрушевская и Лера Микаева, с которыми я дружу. Считаю, что они молодцы и очень качественно выполняют свою работу.
— Вообще, на Ваш взгляд, между творческими людьми может быть рыночная по своей природе конкуренция? Или же сплошь соработничество во имя общей цели?
— Конкуренция есть везде. В ряды сетевых поэтов попасть сложно, каждый держит и охраняет свою нишу. Но, как правило, в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто действительно достоин внимания.
— Отвечает ли публика взаимностью? Что, на Ваш взгляд, привлекает людей на подобных мероприятиях?
— Я думаю, что молодым людям гораздо интереснее провести вечер выходного дня на концерте, чем шатаясь по улицам города.
В большинстве своём зрители довольны и благодарят, но есть и те, кто считает поэтические вечера — закрытой и претенциозной тусовкой «для своих», пропитанной пафосом и самолюбованием. Но спешу разочаровать, мы все обычные, нормальные и добрые. И я всегда рада новым лицам.
— Кого из современных российских и брянских поэтов Вы бы могли выделить особо? Кто в этой сфере стал для Вас последним (крайним) открытием?
— Из современных поэтов я очень люблю Веру Полозкову, часто исполняю её стихи на вечерах. Эта девушка — одна из первых пробила интернет-стену и обозначила термин «сетевой поэзии» как таковой.
А ещё, мне просто близки темы её стихотворений и настроения.
— Недавно мне доводилось брать интервью с экспериментаторами 3Bgroup, и они заявили, что участь каждого творческого человека из провинции – уехать в Питер. У вас пока не возникло схожих чувств и желаний? И продолжая тему: насколько уютно творческой личности в Брянске?
— Есть у меня такое четверостишие:
А мне бы просто — мягкий свитер
И чашку кофе с пирожками.
Куплю билет — уеду в Питер
Взяв с собой томик Мураками.
На самом деле я правда люблю Брянск и никуда не хочу уезжать. Здесь моё место, мои люди и воспоминания, и пока я не могу оставить все это добро без присмотра.
Для развития творческого потенциала нужно и необходимо ехать в большие города, без этого не пробьешься, но пока я не решу, что в Брянске мне нет места — я буду здесь. Но тем, кто хочет большего рекомендую — уезжайте в Питер и не пожалеете.
— Какие культурные события уходящего года в Брянске запомнились Вам больше всего? А каких Вы так и не дождались?
— Концертов было много и честно, все артисты оставили след. И брянские, и гастролирующие. Хотя, я бы выделила «Джазовую Провинцию», проходившую в Брянском Драматическом театре. Особо поразили ребята из Германии, которые играли на необычном и колдовском инструменте — терменвоксе.
— Ну и под занавес не столько банальный, сколько классический вопрос: что бы Вы пожелали читателям «БрянскНОВОСТИ.ру»?
— Жить здесь и сейчас. Любить людей, отпускать то, что уходит и быть открытым к новым знакомствам и эмоциям.
Любите жизнь, и она ответит вам взаимностью.