Регионы России приостанавливают оказание плановой медпомощи в поликлиниках из-за распространения омикрон-штамма. Чем это может грозить пациентам, выясняли эксперты.
Власти российских регионов один за другим приостанавливают или ограничивают оказание плановой амбулаторной медпомощи. Решение связано с высокой нагрузкой на поликлиники в связи с новой волной распространения коронавируса. В Брянской области такое решение на данный момент не принято, но оперштаб ранее указывал, что при ухудшении эпидобстановки такая мера не исключена.
Региональные минздравы подчеркивают, что вынужденные меры не распространяются на больных, заболевания которых угрожают жизни. Если состояние пациента требует срочной помощи, то она в любом случае должна быть оказана согласно закону «Об охране здоровья», а если плановая операция не требует срочного вмешательства, то она может быть отложена на какое-то время, пояснил в эфире радио Sputnik сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов Департамента здравоохранения Москвы Игорь Цикорин.
«В этом законе есть пункт об оказании плановой медпомощи, куда входят состояния, которые не угрожают здоровью и не требуют принятия экстренных решений. При этом, каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно. Решение об оказании срочной помощи или переносе даты операции должен принимать лечащий врач пациента. Если есть хроническое заболевание и наблюдается ухудшение здоровья, помощь оказать обязаны», — отметил Игорь Цикорин.
В данной ситуации, когда прием в поликлиниках ограничен, беспокоит то, что некоторое время пациенту будет недоступно наблюдение за его состоянием, отмечает эксперт.
«Речь идет о диспансеризации, при которой выявляют разные заболевания, причем на начальной стадии, когда нужно меньше затрат, чтобы купировать заболевание или оказать помощь. А в данном случае все это может затянуться. Подводя итог прошлого опыта в 2020 году, когда тоже была приостановлена плановая медпомощь, появилось много пациентов, которые остались без лечения на какое-то время. Например, у людей с хроническими заболеваниями, которым требуется капельница, а это плановая помощь, была нарушена последовательность приема лекарства, то есть препарат пациент смог получить только, например, через месяц. Все это сказывается на его самочувствии. Кроме того, во время приостановки плановой медпомощи врачи могут пропустить ряд заболеваний, которые можно было диагностировать», — отметил Цикорин.
По его мнению, всех этих проблем можно было бы избежать с помощью телемедицины. Кроме того, к оказанию медпомощи нужно привлекать частные клиники через ОМС.
Впрочем, как заметил в эфире радио Sputnik врач-терапевт, автор книги «Пока едет «Скорая» Андрей Звонков, во время тяжелой эпидемиологической обстановки всегда приостанавливается плановая медицина, потому что все силы и ресурсы брошены на экстренную помощь.
«Всегда оставляется в стороне то, что можно отложить. Плановая медпомощь всегда может подождать столько, сколько нужно: неделю, три или месяц. Понятно, что пациента совсем без присмотра оставлять нельзя, но, в первую очередь, он сам должен сам следить за своим состоянием», — считает терапевт.
Фото: БрянскНОВОСТИ.RU