Более 11 тыс. из 36 тыс. детей, охваченных мониторингом Народного фронта в 85 регионах страны, не имеют возможности получать дополнительное образование. По мнению родителей, опрошенных в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям», основная причина – уменьшение количества доступных бесплатных кружков и нехватка у семей денежных средств.
В ходе мониторинга, проведенного в марте-апреле 2017 года, было опрошено 22,5 тыс. родителей, около 10 процентов из которых воспитывают трех и более детей. Результаты исследования показали, что 34 процента детей не получают дополнительное образование, причем только пять процентов из них – по собственному желанию из-за отсутствия свободного времени и наличия других увлечений.
Чаще всего семьи не могут записаться в бесплатные кружки, потому что все места уже заняты. Для каждой пятой семьи с одним ребенком допобразование недоступно из-за финансовых затруднений или удаленности от образовательной организации. На схожие проблемы указывают и родители двоих детей, которые в 21 проценте случаев могут дать допобразование только одному ребенку. Только 43 процента детей получают дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают 2, 3, а иногда и 4 бесплатных кружка, в то время как 28 процентов детей занимаются полностью платно. Остальные, как правило, либо оплачивают занятия частично, либо совмещают посещение платных и бесплатных кружков. При этом с увеличением количества детей в семье доступность дополнительного образования, как правило, снижается.
В среднем за допобразование одного ребенка семья платит 2,6 тыс. рублей в месяц, за двоих – около трех тысяч. Расходы многодетных семей начинаются от 6,5 тысяч рублей в месяц. Есть и населенные пункты, в которых детям после занятий в школе вообще некуда податься. Об этой проблеме говорят жители преимущественно малых городов и сельской местности (поселок Рускеала, Карелия; поселок Искателей, Ненецкий автономный округ; деревня Черная Речка, Томская область; поселок Вырица, Ленинградская область и т.д.).
Во время опроса родители также указывали, что получению дополнительного образования мешает низкий уровень материально-технической базы образовательных организаций, отсутствие преподавателей, информации о кружках в населенном пункте, занятий для детей определенного возраста. Большинство секций предназначено для детей с 6-7 лет; для детей с 4 лет есть общеразвивающие занятия, но очередь туда расписана на три года вперед. Для малышей до 4 лет вообще ничего нет. Еще одна проблема — несоответствие в населенном пункте имеющихся кружков интересам ребенка, родители жалуются на дефицит кружков технической направленности: авиамоделирование, судомоделирование, робототехника и т.д. Отдельный вопрос – необходимость обеспечения доступной среды у организаций допобразования. Ее отсутствие для детей-инвалидов и детей ОВЗ отметили респонденты из Пермского края, Республики Коми, Челябинской, Оренбургской областей.
Результаты проведенного мониторинга будут отражены на всероссийской карте доступности дополнительного образования, которая формируется в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям».