Вопреки установкам майского указа президента №597 на постепенное увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и, в частности, медиков и педагогов в ряде регионов отмечается ее снижение. На это указывают эксперты Центра «Народная экспертиза» ОНФ по результатам проведенного экспертного опроса и анализа данных официальной статистики.
Указ президента №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусматривает, как известно, поэтапное (с 2012 по 2018 г.) повышение заработной платы для некоторых работников бюджетной сферы, в т.ч. школьных учителей, воспитателей детских садов, врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Например, заработная плата учителя в каждом субъекте РФ уже в 2012 г. должна была сравняться со средней заработной платой в соответствующем регионе, а врача к 2018 г. – превысить ее в два раза.
В период с 15 сентября по 20 ноября 2015 г. в 85 субъектах РФ Центр «Народная экспертиза» ОНФ провел мониторинг качества исполнения указов президента, участие в котором приняли 13 830 экспертов, в том числе те, кто представляет систему здравоохранения, дошкольные и общеобразовательные организации, а также общественные объединения и профессиональные союзы. Часть вопросов, которые адресовались этой группе экспертов, в рамках исполнения указа №597 касалась того, как они оценивают изменения в уровне оплаты труда работников государственной социальной сферы.
Выяснилось, что среди всех факторов, влияющих на рост заработной платы, эксперты выделили прежде всего два основных – увеличение нагрузки (совмещения, дополнительные часы и проч.) и различные доплаты и надбавки (за выслугу лет, стимулирующие выплаты и проч.). Так, 57% экспертов в области здравоохранения поставили на первое место увеличение нагрузки и 36% – доплаты и надбавки, эксперты системы общего образования – соответственно 62 и 42%, а специалисты дошкольного образования – 47 и 50%. Следует отметить, что эти же факторы повышения оплаты труда в качестве основных отмечались экспертами и в рамках предыдущих опросов Центра (октябрь 2014 г. и апрель 2015 г.).
Определенное беспокойство вызывает тот факт, что достаточно большая группа экспертов указала на наличие фактов снижения уровня заработной платы в системе здравоохранения и сфере образования.
Мнения экспертов, участвовавших в опросе Центра, находят свое подтверждение в данных, опубликованных Росстатом за девять месяцев 2015 г. (доступно на данный момент). Детальный анализ официальной статистики показывает, что действительно в ряде регионов имеет место снижение заработной платы врачей, среднего и младшего медперсонала, а также педагогических работников. При этом снижение отмечено как в абсолютном выражении, так и относительно средней зарплаты бюджетников в регионе или отрасли.
К примеру, самое значительное снижение зарплат врачей по отношению к средним значениям в регионе, по данным Росстата, зафиксировано в Мурманской области (-15,1%), Рязанской области (-13,9%), Кабардино-Балкарской Республике (-13,9). А в абсолютном выражении зарплата врача, к примеру, в Пермском крае сократилась на 1,4 тыс. руб., а в Мурманской области – на 2,5 тыс. руб. Это максимальные значения, если не считать Чукотского автономного округа, где потеря в зарплате составила 5 тыс. руб. Но при этом следует иметь в виду, что средняя зарплата врача на Чукотке составляет 99,5 тыс. руб., тогда как, к примеру, в Пермском крае она вдвое ниже – 40,6 тыс. руб.
Случаи снижения зарплаты в некоторых регионах отмечаются и в отношении педагогических работников. Эксперты Центра уже выражали озабоченность по поводу отсутствия четко сформулированной политики в части оплаты труда учителей и воспитателей детских садов. Целевые установки по зарплате в соответствии с указом №597 привязаны к средней по региону, а для учителей и воспитателей они прописаны лишь на 2012 и 2013 гг. Пользуясь неопределенностью в политике правительства, органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и руководители учреждений получают возможность импровизировать – проводить снижение зарплаты работников системы общего образования под предлогом снижения средней заработной платы в сфере общего образования по региону. Подобные случаи в отношении педагогических работников Свердловской, Челябинской и Кировской областей были выявлены в ходе мониторинга еще в 2014 г.
В сентябре 2015 г. правительство приняло постановление №973, по которому будет скорректирована методика определения средней зарплаты в регионе. В соответствии с ней с 1 января 2016 г. существенно расширяется круг лиц, чьи доходы будут учитываться при расчете средней зарплаты. Это в том числе около 12 млн занятых в неформальном секторе, порядка 2,4 млн индивидуальных предпринимателей и примерно столько же работающих у них по найму. Несмотря на то, что достоверных данных об уровне зарплат этих категорий работников нет, все-таки ряд экспертов полагают, что их зарплата ниже, чем средняя зарплата по региону, рассчитываемая по старой методике. Поэтому, по мнению экспертов Центра, нельзя исключать риск, что в результате средняя зарплата по региону за счет включенных в методику новых категорий работников с более низкой оплатой труда окажется ниже нынешних своих значений.
«Случаи снижения зарплаты врачей и педагогов в ряде регионов – тревожный сигнал. В логике указа она должна неуклонно расти, – говорит директор Центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев, – и Общероссийский народный фронт неоднократно указывал на недопущение снижения уже достигнутого уровня зарплаты. Хорошо, что в постановлении правительства содержится установка на то, что при внедрении новой методики зарплата бюджетников не должна оказаться ниже уровня 2015 г. Но этого недостаточно. Правительству необходимо четко сформулировать политику в отношении оплаты труда бюджетников не только на 2016 г., но и по крайней мере до 2018 г., т.е. к сроку, к которому все положения указа в части оплаты труда работников бюджетной сферы должны быть выполнены. В противном случае ответственные за это направление руководители на местах могут решить, что зарплату на уровне 2015 г. можно оставить и в 2018 г. Нельзя позволить региональным властям создавать видимость исполнения указа президента, поскольку это искажает его истинные цели – повышение уровня и качества жизни россиян».
Согласна, зарплата воспитателя (с высшим образованием) в Ростовской обл не составляет и 10 тыс руб. Количество детей в группах по 36 чел. Все доплаты сняли. Не нравиться, никто не держит…