Эксперты Института образования НИУ ВШЭ представили результаты анализа серии глубинных интервью с руководителями дошкольных образовательных организаций (ДОО) и представителей органов управления образованием.
Исследование посвящено тому, как в настоящее время существенно меняются подходы к дошкольному образованию, как со стороны родителей, так и государства. Раньше дошкольное образование рассматривалось, прежде всего, с точки зрения присмотра и ухода за детьми. Главной его задачей было помочь работающим родителям, с тем чтобы не оставлять их детей без присмотра взрослых. В настоящее время ситуация существенно меняется. На первый план выходят именно образовательная и воспитательная функции дошкольного образования. Родителей все больше интересуют различные образовательные программы, которые им может предоставить ДОО.
На уровне законодательства эта тенденция отражена в новой системе финансирования. Сейчас оно разделено на две части: нормативно-подушевое финансирование, которое обеспечивает предоставление образования дошкольной организацией, и родительская плата за присмотр и уход. За счет родительской платы финансируется питание детей в детской дошкольной организации либо оплата коммунальных платежей. За счет нормативно-подушевого финансирования содержится фонд оплаты труда сотрудников дошкольной организации и осуществляются другие расходы, связанные с учебными материалами. Кроме того, в настоящее время постепенно возрастает доля платных образовательных услуг в дошкольных организациях. Родители предъявляют спрос на них, поскольку все больше воспринимают дошкольное образование как еще один уровень именно образования, а не в качестве места временного пребывания своего ребенка.
«До сих пор по всей России все родители имели право на компенсацию части родительской платы в размере 20 процентов на первого ребенка, 50 процентов – на второго и 70 процентов – на третьего. Сейчас регионы получили право самостоятельно разработать критерии нуждаемости в зависимости от условий жизни в конкретном субъекте РФ и выплачивать компенсацию родительской платы только нуждающимся семьям. В части регионов сочли нужным воспользоваться данным правом и разработать свои критерии нуждаемости, а в части – нет. Данное изменение законодательства, безусловно, серьезно повлияло на руководство дошкольных организаций, а также на муниципальные и региональные органы управления образованием», — отмечает Ирина Абанкина, директор Институт развития образования НИУ ВШЭ.
В рамках МЭО были опрошены представители муниципальных органов управления образованием и руководители дошкольных образовательных организаций, расположенных как в сельской, так и в городской местности. Соответственно, в рамках данного информационного бюллетеня будет рассматриваться ситуация как в сельской, так и в городской местности, поскольку она, как будет подтверждено далее, различается достаточно существенно.