В урочище Беловщина 80 лет назад фашисты устроили казнь почти 900 человек, в основном женщин и детей.
Насколько бы не были жуткими исторические факты, их нельзя забывать, уверены жители Стародуба. Вчера, 1 марта, здесь почтили память жертв массового расстрела, который учинили фашисты 1 марта 1942 года.
«Актом районной комиссии от 25.09.1945 года установлено, что в конце сентября 1941 года немцы насильно согнали в концлагерь в Урочище «Беловщина» 1410 мужчин, женщин и детей. Людей поместили в скотный сарай. Из группы арестованных гестаповцы отобрали 400 мужчин, начиная с возраста 14 лет и старше и расстреляли их в Урочище «Голое болото»…» — это цитата из архивного дела №124
«…Семьи в лагере содержались в отвратительных условиях. Семьи разместили по хатам, и в скотные сараи. В каждой хате было по 20-80 человек, в той хате, где я была размещена 6 семей. Содержались в тесноте. За предел лагеря запрещали выходить. Были случаи, когда полицейскими, которые охраняли лагерь избивали за уход из лагеря и больше того пятерых полицейские расстреляли за то, что ушли из лагеря в ближайшие деревни за продуктами. В лагере царил голод, хлеба давали на душу по 200 грамм через день, через два. Из редкого выдавали по не многу картофеля в сыром виде, лук – давали мороженный в редких случаях и капусту мороженную. Были случаи смертности от голода. Некоторым удавалось выходить из лагеря, и они ходили по деревням – доставали продукты питания, для чего обменивали свои последние вещи…», — цитата из протокола допроса, содержащегося в архивном не прекращённом уголовном деле №19189.
Самым страшным днём для заключённых в Беловщине стало 1 марта 1942 года. Накануне все полицейские Стародубской полиции были предупреждены о сборе в 8 часов утра в немецком концлагере «Беловщина». Полицаям была дана задача согнать всех в сарай. «После людей выводили группами человек по 7-10 человек на двор лагеря, около сарая их раздевали, снимали верхнюю одежду и у некоторых снимали даже платья и в нижнем белье вели к яме, находящейся от сарая метров на 100-150, где находились немцы, проводившие расстрел. Расстрел начался примерно в часов в 10 утра окончился часа в 4-5 дня, было уже темно…»
Протоколы допросов бывших полицаев, служивших в охране концлагеря в Беловщине (архивное не прекращённое уголовное дело №20199) добавляют в общую садистскую картину подробностей:
«…Тогда было расстреляно более 800 человек. Я лично находился около сарая, в котором были согнаны все граждане лагеря… Я и ещё один полицейский раздевали их около сарая до гола. Затем голых людей полицейские или немцы отводили к яме, которая находилась, примерно в 100 метрах от сарая и там немцы сами уже расстреливали этих людей. Когда выводили женщин с маленькими детьми на руках, то немцы брали детей у матерей, потом били этих детей один об другого, убивали, а затем мёртвых отдавали матерям. На следующий день в наш лагерь привели 40 человек, в том числе одна женщина. Этих людей выстроили шеренгами по 10 человек в 4 ряда и полицейские окружили эту группу. После этого немцы брали по одному человеку отводили вперёд на 5-10 метров и стреляли им в затылок. Так были расстреляны все 40 человек. Об этих людях говорили, что они партизаны…»
Из уголовного дела №19189: «…Всего было расстреляно 27 человек русских и 860 человек евреев. Среди них было большинство женщин, а также много детей разных возрастов и даже родившиеся в период заключения. Перед расстрелом велели раздеваться и расстреливали в одном только нижнем белье без обуви. Одну женщину немцы заставляли раздеть ребёнка, но она бросилась на него и разодрала ему, т.е. немцу, всё лицо ногтями. Расстреляны были все без исключения. Матерей расстреливали, а грудных детей, ногами отбрасывали в сторону и на второй день после расстрела много было замёрзших детей. Вещи расстрелянных брали себе участники расстрела…»
Опубликованы выдержки из материала, подготовленного сотрудниками ООД «Россия Православная» на основе архивных данных.
Фото: ВК, Подслушано в Стародубе