Опрошенные экспертами Общероссийского народного фронта (ОНФ) 77 процентов врачей недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания медицинских учебных заведений. Таковы результаты мониторинга, проведенного ОНФ в октябре среди 3000 медиков из 84 субъектов РФ. Среди основных проблем в организации непрерывного медицинского образования респонденты назвали нехватку времени на участие в конференциях (82 процента) и финансирования (64 процента), а также загруженность на работе, которая не позволяет заниматься повышением профессиональной квалификации.
В качестве основных препятствий при подготовке квалифицированных кадров медики отметили большой объем бумажной волокиты у ординаторов – 72 процента, отсутствие доступа к практике – 70 процентов, нехватку времени у преподавателей – 62 процента, несбалансированность количества ординаторов – 31 процент. Также респонденты отметили отсутствие мотивации у преподавателей и студентов, сильную загруженность преподавателей, плохую материально-техническую оснащенность образовательных учреждений и коррупционную составляющую.
Улучшить качество подготовки специалистов, как считают сами врачи, поможет, например, вовлечение учащихся в практическую деятельность, ориентация самих специалистов на необходимые знания и умения, улучшение материально-технической базы вузов и повышение квалификации преподавателей.
Опрос также показал, что для многих медработников острой темой остается отмена интернатуры. 60 процентов опрошенных считают, что заменить ее вполне может введение должности врача-стажёра, более половины респондентов отмечают необходимость изменения программы обучения на 5-6 курсах с фокусом на практические компетенции.
Большинство опрошенных считают, что для решения проблем системы непрерывного медицинского образования (НМО) необходимо выделить время на обучение с отрывом от производства, три четверти считают необходимым обеспечить финансирование участия медработников в НМО, 58 процентов — обеспечить доступ к электронным материалам для самостоятельного обучения, треть – усилить контроль качества учебных мероприятий и материалов. При этом больше половины опрошенных сказали, что участвуют в системе непрерывного медицинского образования и только четыре процента признались, что даже не слышали об этом.
Сотрудник Минздрава России Залим Балкизов отметил, что от врачей прозвучало много предложений по тому, как сделать систему НМО эффективной. Среди вариантов: обязать главврачей отпускать медработников на обучение, снизить нагрузку, увеличить количество дистанционных обучающих циклов, разработать специальное мобильное приложение, провести инструктаж по разъяснению работы в системе НМО, улучшить качество публикуемых материалов, организовывать обучающие циклы на месте работы и обеспечить доступ к интернету на всех рабочих местах и многое другое.
С января 2016 г. начала реализовываться система непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Для того чтобы все участники системы здравоохранения могли комфортно перейти к новой системе, вводится переходный период с 2016 по 2021 гг. В основе подхода к непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию лежит система образовательной активности специалиста в течение пяти лет в виде накопления образовательных кредитов/баллов. В отличие от традиционного повышения квалификации в течение 144 часов в образовательной организации система непрерывного медицинского и фармацевтического образования учитывает стажировки, участие в конференциях, семинарах, а также электронное обучение с применением модулей.